Подержанная Skoda Rapid: изучаем достоинства и недостатки

Среди бюджетных моделей нельзя не упомянуть чешский автомобиль, с 2014 года прочно утвердившийся в лидерах продаж на рынках стран СНГ. Невзирая на недавние запреты, в Беларуси Rapid пользовался широким признанием среди автомобилистов, ежегодно входя в десятку самых популярных авто, а на российском рынке данная модель является одной из 15 наиболее востребованных. Давайте вместе вспомним почему.

Подержанная Skoda Rapid: изучаем достоинства и недостатки

История модели

Когда мы произносим Rapid для обозначения одного из самых продаваемых автомобилей марки Skoda, мы имеем в виду модель третьего поколения, хотя с двумя предыдущими авто она ничего общего, кроме имени, по сути, не имеет. И все же в модельном ряду чешской марки в разные годы выпускались машины, зачисляемые в «родственницы» одноименному представителю гольф-класса.

Так, история Skoda Rapid начинается в 1935 году, когда чешский автобренд впервые запустил свой конвейер. Модель под этим именем была ориентирована на людей со средним достатком и выпускалась в кузовах седан, купе и кабриолет. Среди оригинальных особенностей данного автомобиля знатоки выделяют трубчатую раму, на которой тот был построен, конструкцию передней и задней подвесок (независимую на поперечных рычагах) и тормозную систему с гидравлическим приводом.

Серийная сборка этой модели продолжалась до 1947 года. За все это время в ней применялось 5 типов различных силовых агрегатов, от 26-сильного моторчика 1.2 до двигателя 2.2, разгонявшего снаряженное авто до 120 км/ч. Первый Rapid был ориентирован на рынок Европы, а также поставлялся на экспорт. Всего было выпущено около 6 тысяч экземпляров.

Второе поколение модели появилось на свет лишь в 1985 году и представляло собой спортивное купе. Автомобиль с клиновидной внешностью публика называла не иначе как чешским Porsche за динамичность (при весе 850 кг и колесной базе 2400 мм мотора 1.3 хватало за глаза), отзывчивый руль и прекрасно настроенную подвеску,  жесткую, но обеспечивавшую цепкий «держак» на дороге. Данный автомобиль был построен на платформе Skoda 130, двигатель у него располагался в задней части кузова, соответственно крутящий момент передавался на заднюю ось. Передняя подвеска спортивного купе была двухрычажной пружинной, задняя – с винтовыми пружинами на полупродольных рычагах. Тормозные механизмы на передних колесах были дисковыми с четырехпоршневыми суппортами, на задних колесах – барабанного типа.

Увы, несмотря на все достоинства, модель продержалась на конвейере лишь до 1990 года. За это время было выпущено около 22 тысяч экземпляров авто.

Классический Rapid, который считается третьей генерацией модели, поступил в производство в 2012 году. Автомобиль с индексом Typ NH3 представляет собой лифтбек, в котором, выражаясь языком маркетологов, полностью реализован новый дизайнерский язык бренда. Эту ориентировку задал Йозеф Кабан, возглавлявший отдел дизайна Skoda в 2008-2017 годах.

Согласно данной философии новый представитель гольф-класса должен был стать промежуточной моделью между Fabia и Octavia вместо модифицированной на ряде рынков Octavia Tour. В основу Rapid легла платформа Volkswagen Group A05 (PQ25), на которой ранее был построен седан Volkswagen Polo. Чешскому «Гольфу» удлинили колесную базу, расширили колею, применив модули подвесок других моделей Skoda: передние стойки McPherson с нижними А-образными рычагами – от Fabia, заднюю торсионную балку – от Octavia. При этом вся конструкция была усилена и адаптирована под более тяжелые моторы и большую общую массу.

Габариты лифтбека составляли 4483 х 1706 х 1461 мм при колесной базе 2602 мм. Модель отличалась обширным внутренним пространством салона и вместительным багажником (550 л), который при сложенных задних сиденьях увеличивался до 1490 л, что оказалось рекордным показателем по сравнению с прямыми конкурентами.

В линейку силовых агрегатов Rapid входит несколько бензиновых и дизельных двигателей различной мощности, среди них есть соответствующие стандартам как Евро-5, так и Евро-6.

Skoda Rapid третьего поколения претерпела два официальных рестайлинга (в 2017 и 2020 гг.), несколько отзывных кампаний и ряд мелких модификаций. Производство модели по принципу полного цикла на заводе Volkswagen Group в городе Калуге стартовало 28 февраля 2014 года. С тех пор данный автомобиль регулярно входит в топ-15 наиболее востребованных моделей в РФ.

Кузов и ЛКП

Если сравнивать с основными конкурентами, о которых мы писали раньше, кузов Skoda Rapid обработан от сквозной коррозии, пожалуй, лучше всех. Конечно, все зависит от страны-производителя с локализованной сборкой модели, но даже на авто, выпущенные российским заводом Volkswagen, распространяется 12-летняя гарантия от сквозной коррозии. В соответствии с фирменной технологией концерна на данном предприятии, не считая установки навесных агрегатов, монтажа кузовных панелей и интерьера, проходят процессы сварки, двойной грунтовки, покраски, антикоррозийной обработки горячим воском.

Что касается подготовки кузовного металла, то по регламенту Skoda модель Rapid подвергается двусторонней гальванической оцинковке с погружением кузова в цинковый электролит под действием тока. Слой цинка при этом составляет 10-12 мкм (с 2015 г. его увеличили до 15 мкм). Кузов же модели предполагает наличие доли алюминиевых элементов. Также в нем применена защита соединений от электрохимической коррозии. Учитывая столь разноплановый уровень защиты, в обычных условиях эксплуатации первая коррозия в авто может появиться через 6-8 лет. Если это случилось раньше, скорее всего, автомобиль побывал в ДТП и был некачественно восстановлен.

Потенциально опасными местами появления ржавчины в данном авто являются низы дверей и их карманы (в районе петель, куда попадает различная грязь), нижняя «юбка» кузова, пороги, а также стаканы передней подвески, где первым делом ржавеют сварные швы. Также из-за своей геометрии и эксплуатационных особенностей (например, из-за «эффекта скороварки» зимой) крайне уязвим капот – резиновыми уплотнителями дорестайлинговые версии не оснащены, из-за чего может ржаветь механизм замка. В плане коррозии наблюдаются образования на кромке багажного проема – это происходит из-за больших размеров пятой двери, которая может закрыться неплотно, а потом тереться о металл.

Указанные участки в первую очередь страдают из-за истирания лакокрасочного покрытия, которое в производственных картах изготовителя хоть и было обновлено c 2013 года, но стойкостью к механическим воздействиям все же не отличается. Поэтому ЛКП в этих местах рекомендуется защитить дополнительно бронепленкой и пластиковыми накладками.

Важно: время от времени владельцы Skoda Rapid жаловались на наличие посторонних булькающих звуков в салоне. Всему виной вода, скапливающаяся в задних дверях во время дождей, вернее, дренажные отверстия, которые легко забиваются мусором. Со временем это может привести к тому, что накопленная во внутренних полостях дверей вода начнет выливаться на коврики прямо под ноги пассажирам. Поэтому периодически дренаж стоит чистить от грязи.

Силовые агрегаты

Лифтбек российской сборки оснащается 4-цилиндровыми 8-клапанными двигателями 1.6 MPI мощностью 90 и 105 «лошадей» (CFNB, CFNA), которые так же, как и сам автомобиль, выпускаются в Калуге. Конструктивно оба мотора идентичны, а их мощность определяется лишь прошивкой в ЭБУ – банальный чип-тюнинг волшебным образом превращает CFNB в CFNA.

Первое, на что обратили внимание владельцы машин с таким мотором, – преувеличенные (хотя в данном случае точнее будет сказать преуменьшенные) изготовителем данные о расходе топлива. Даже агрегированный «механикой», при езде по трассе этот мотор неспособен уложиться в заявленные 4,9 л на 100 км. Его самым экономичным показателем является 7 л за городом и 9,5 л в городском потоке.

Но топливный расход – мелочь по сравнению с «детской болезнью» мотора, стуком поршневой группы CFNA. Многие владельцы путали его при прогреве движка с шумной работой гидрокомпенсаторов, хотя это был гарантийный случай – тем, кто обратился в сервис вовремя, поршни меняли по гарантии. Остальные же были уверены в нормальной работе агрегата и даже проезжали 300 тыс. км без доливания масла и потери тяги. Но нередки были случаи, когда задиры на цилиндрах приводили к пропаже компрессии и «капиталке» мотора на ничтожном пробеге 100 тыс. км.

В 2015-м на Skoda Rapid появился новый агрегат CWV (CWVB на 90 «лошадей» и CWVФ мощностью 110 л.с.), представлявший собой полностью переработанный двигатель CFN с фазорегулятором на впуске и развернутой на 180° головкой блока цилиндров. Вместе с ней доработали и злосчастные поршни, стук пропал, но появилась другая проблема – хронический масложор, характерный и для Skoda Octavia с таким же двигателем.

При пробеге до 100 тыс. км многие владельцы отмечают солидное потребление масла. Из обращений к «официалам» следовало, что в самой конструкции двигателя заложен масляный «аппетит» порядка 400 г на 1000 км! Энтузиастов такой ответ не устроил, и, разобрав мотор, народные мастера установили, что виноват не сам агрегат, а его кривая сборка, так как замки поршневых колец в нем располагались друг над другом…

Таким образом, за уровнем масла в двигателе 1.6 CWV нужно внимательно следить и каждые 50 тыс. км проводить раскоксовку камеры сгорания, чтобы сгоревшая смазка не откладывалась на поршнях твердым слоем и не вызывала чрезмерную детонацию. Кроме того, общей проблемой этого силового агрегата в авто оказался стук левой подушки двигателя на неровной дороге – дилеры хорошо об этом осведомлены и беспрекословно меняют подушку по гарантии.

Что касается 122-сильного турбированного двигателя 1.4 TSI с индексом EA211, также присутствовавшего в моторной гамме российского Rapid, то по экономичности и эффективности его можно назвать одним из лучших агрегатов Группы VAG.

По части конструктивных особенностей более сложный мотор с турбонаддувом оказался не хуже предыдущих своих оппонентов, но кое-какие косяки все же выскакивали и у него. Так, в первых версиях мотора из-за дефектного натяжителя преждевременно растягивалась цепь ГРМ, возникали «перескоки» с разрушением поршней и колец, загибом клапанов, поломкой муфт изменения фаз. Не были редкостью неисправности, связанные с работой помпы и системы непосредственного впрыска, стоимость ремонта которых выливались в тысячи долларов.

Не стоит забывать, что 1.4 TSI, как и все бензиновые турбоагрегаты с прямым впрыском, требует особого подхода к обслуживанию. Срок между заменами «расходников» лучше сократить вдвое от указанного производителем, и тогда турбина способна будет «прожить» честные 150 тыс. км.

В модернизированном 1.4 TSI (125 л.с.), который устанавливается на «свежих» моделях Rapid, используется алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами. На смену цепи пришел ремень, который без происшествий выхаживает 60-90 тысяч. Однако течи помпы на ранних пробегах по-прежнему встречаются.

Коробки передач

Двигатель 1.6 на вторичном рынке является самым распространенным в Skoda Rapid. Этот мотор традиционно агрегатировался двумя типами коробок передач на выбор: 5-ступенчатой «механикой» и 6-ступенчатым «автоматом». К турбомотору же прилагался «сухой» 7-ступенчатый преселективный «робот» DQ200.

К механической коробке передач у владельцев Skoda Rapid претензии возникали. Некоторых беспокоил гул агрегата в зимнее время, пока прогревалось масло в коробке. Эта особенность перекочевала в Rapid из Fabia: посторонний шум вызван подшипником 1-го вала. Тем, кому это мешает жить, дилер обычно меняет деталь по гарантии, хотя на сторонней СТО такая процедура обойдется не в одну сотню у.е.

Нужно хорошо подумать, прежде чем решиться на покупку весьма бюджетного Rapid в комплектации Style с мотором 1.6 MPI и «автоматом», стоившего с момента старта продаж в РФ почти миллион российских рублей. АКПП, увы, не отличается плавностью работы на серьезных пробегах – пакет фрикционов в ней изнашивается достаточно быстро, после 100 тыс. км плавность переключений постепенно сходит на нет, особенно у любителей «притопить» на прямой и быстрее набрать скорость. «Автомат» требует бережного обращения и тщательного обслуживания – масло в нем стоит менять каждые 50-60 тыс. км.

Роботизированная трансмиссия, как уже было сказано, стыкуется только с турбомотором. Любопытно, что перед внедрением данной коробки в Rapid «робот» DSG был неоднократно модернизирован – только узел сцепления дорабатывался 7 раз, не говоря уже о блоке управления агрегатом. К слову, многие «хронические болезни» благодаря этому были устранены.

Рабочий ресурс сцеплений обновленного «робота» составляет 100 тыс. км даже при его эксплуатации как обычной АКПП. Однако из-за непредсказуемой работы мехатроника DSG все еще считается нежелательным агрегатом при покупке подержанного авто. Причем дилеры до сих пор меняют мехатроник по гарантии как забракованный узел. В случае преждевременного износа подшипников вилок 6-й и задней передач коробку для ремонта не разбирают, а просто заказывают новый DSG в сборе, а он недешев. Также стоит упомянуть о плановом отзыве Skoda Rapid с «роботом», проданных в 2012-2016 годах, в связи с необходимостью обновления прошивки.

Ходовая часть

Плотная энергоемкая подвеска, разработанная специально для российских дорог, устанавливается уже в базовом исполнении Skoda Rapid. Заявленный клиренс 170 мм на 10 мм превосходит стандартную величину дорожного просвета модели европейской сборки. Настройки пружин и амортизаторов в авто также адаптированы для плохих дорог.

При этом непробиваемое шасси отлично подходит для активной езды, не допуская заметных кренов в виражах и способствуя траекторной стабильности вместе с большой (по меркам сегмента) колесной базой и острой рулежкой.

Что касается рабочего ресурса подвески, то простой передний McPherson, применяемый и в других бюджетных моделях, отличается надежностью и дешевизной комплектующих. Правда, некоторых владельцев беспокоит масляное запотевание еще свежих амортизаторов, но в дилерской сети это называют «особенностью конструкции». Впрочем, на ходовые качества и безопасность подобные «сюрпризы» никак не влияют – в «плачущем» состоянии амортизаторы способны без пробоев и раскачек ездить 100 тыс. км.

А вот стойки стабилизаторов, шаровые опоры и задние сайлентблоки передних рычагов «устают» раньше. Даже резинки задней балки зачастую отправляются на помойку к пробегу 100 тысяч, причем не столько из-за износа, сколько из-за жалоб на валкость авто в поворотах. Причем если раньше сайлентблоки от VAG сначала трескались, то теперь попросту отрываются в слабом месте. «Мягкотелые» тормозные диски также не отличаются износостойкостью. Примерно к 50 тыс. км их, скорее всего, придется поменять на более качественные новые аналоги.

Автомобилистам с большими пробегами по трассе рекомендуется дополнить решетку радиатора мелкоячеистой сеткой, поскольку соты конденсатора кондиционера почти беспрепятственно атакуются камнями, из-за чего узел быстро теряет эффективность.

Не отличается стойкостью и передняя панель крепления облицовки (телевизор) – простого попадания в яму достаточно, чтобы деталь, выполненная из пластика, разломалась. Кто-то пытается избежать этого, придав большую жесткость моторному отсеку установкой металлической защиты двигателя.

Стекла и фары

В начальных комплектациях оптика Skoda Rapid оснащается галогенками Н7, у которых ближний свет, по данным специальных замеров, не отличается результативностью, добивая лишь на 70 метров. Это компенсируется дальностью светового пучка в режиме дальнего света, бьющего аж на 350 м, что является запредельным результатом для подобных ламп. Причем световой пучок не узкий, как это часто бывает у базовой оптики.

Противотуманный свет добавляет яркости в зоне перед бампером и помогает при маневрах во дворах. По умолчанию нижние фары не умеют включаться при поворотах автоматически. Эта функция появляется в топовых комплектациях или за доплату у дилера.

Куда лучше обстоят дела с показателями LED-оптики в рестайлинговой версии модели. Ближний свет таких фар бьет на 170 м, дальний – до 380 м. Здесь также стоит отметить выдающуюся ширину светового пучка.

В сегменте гольф-класса Skoda Rapid может похвастать высокой надежностью и эффективностью практически всех узлов и агрегатов. Увы, лобовое стекло к ним не относится. Причин, по которым его приходится менять часто, хватает, и в первую очередь это камни, летящие из-под колес встречного автотранспорта.

Любопытно, что перечень производителей стекол для данной модели широк, среди них значатся и премиальные бренды вроде Pilkington, NordGlass или Autover, выпускающие устойчивые к механическим воздействиям стекла. Но если учесть, что калужская сборка автомобиля из Чехии предполагает локализацию производства, особого удивления штатное стекло КМК в Rapid не вызывает. Отсюда и частые жалобы владельцев на мягкость и маркость лобового остекления. Если изделия от указанных выше производителей слишком дороги для вас, мы рекомендуем менять «лобовик» на более качественные аналоги от таких брендов, как Guardian и Benson, хотя кто-то предпочитает китайские марки XYG и Xinyu.

Салон

Салон Skoda Rapid нареканий почти не вызывает. Люди жалуются разве что на твердый пластик, которым облицовано почти все, кроме ручек дверей. Со временем оный, ясное дело, начинает скрипеть, и избавиться от этого нельзя – остается привыкнуть. Но, невзирая на появление вездесущих царапин, владельцы чешской модели хвалят ее салон за отличную эргономику. К примеру, пластиковая оплетка рулевого колеса оказалась очень износостойкой и даже после пробега 100 тыс. км не имеет затертостей, а только слегка лоснится. Главным минусом, пожалуй, здесь будет бедность базовой комплектации и «конский ценник» на любую мелочь, установленную дополнительно.

Самой частой претензией пользователей Skoda Rapid оказался отказ электронной педали акселератора, о чем владелец узнает моментально: мотор перестает реагировать на нажатие, а на приборке загорается ошибка Check Engine. «Лечится» это просто и зачастую по гарантии, главное, чтобы проблема не проявилась во время ответственного обгона длинномера на трассе.

«Благодаря» посредственной шумоизоляции и оглушающему гулу штатных покрышек «Кама-Евро» многие владельцы решаются на дополнительную проклейку колесных арок поглощающим шумы материалом. Некоторые автовладельцы также жаловались на воющий моторчик печки, который «выматывает душу» уже к пробегу 70-80 тыс. км.

***

Резюмируя сказанное, стоит отметить, что «младшая» модель в линейке Skoda привлекает ценой, надежностью, отличной управляемостью и комфортом, который обычно доступен на автомобилях классом выше. Среди конкурентов это, пожалуй, лучший бюджетный представитель, котирующийся даже на вторичном рынке. Впрочем, опасности при выборе этого авто среди «бэушки» также имеются, но о них мы практически все рассказали выше.

31.03.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

14 340 478
Запчастей
47 407
Шин
36276
Продавцов