Первый белорусский электрокар: что о нем известно

Судя по внутренней статистике, к 2024 году в Беларуси было зарегистрировано около 11 тысяч транспортных средств с выданными им зелеными «номерами». Это значит, что за последние несколько лет количество электрокаров в стране увеличилось кратно. В РБ действительно сформировалась благоприятная экосистема для эксплуатации транспорта на электротяге. А раз так, самое время этим воспользоваться, выпустив на рынок модель собственного производства, тем более что работы над подобным проектом ведутся давно…

Первый белорусский электрокар: что о нем известно

«Дочка», она же суббренд

С 2013 года в Беларуси, под Борисовом, ударно функционирует СЗАО «БелДжи», собирающее различные модели автомобилей Geely методом сперва крупноузловой, а позже – мелкоузловой сборки. К настоящему моменту данная производственная площадка выпустила более 60 тысяч авто.

Стоит отметить, что из всего этого количества на территории Республики Беларусь реализуется только 25% собранных машин, а всё остальное отправляется на экспорт в страны ОДКБ. Это значит, что белорусские автомобилисты при желании обновить транспортное средство вынуждены прибегать к сложным способам вроде интернет-торгов, взаимодействию с «серым» импортом и т.д. Причем даже в таких схемах покупатели всё больше внимания уделяют электрокарам.

Доля таковых на белорусском рынке только в истекшем марте выросла до 5,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, составившим только 1,9%. К слову, белорусские дилеры уже начали продавать электроседан Geely Geometry C стоимостью от 104 тысяч BYN (около $32.000). Также в стране можно найти модели электрокаров и гибридов от других китайских брендов: Avatr, BYD, LiXiang, Zeekr и т.д. Все они продаются официально и по сути составляют конкуренцию Geely.

Впрочем, для удовлетворения даже внутреннего спроса того, что уже представлено на рынке, не хватает. С этой целью в 2023 году был учрежден бренд BelGee, выпускающий пока единственную модель – кроссовер Х50, который является «перелицованной» копией модели Coolray (узнать об этом подробнее можно здесь). И вот теперь, после того как электромобиль Geometry C дебютировал на белорусском рынке, локальный суббренд Geely готовится расширить свой модельный ряд, представив собственный электромобиль под названием BelGee еX50.

Перспективы проекта

Как несложно догадаться, внешне электрокар BelGee мало чем будет отличаться от дорестайлинговой модели Coolray, которая пока является единственной в активе белорусского суббренда. Проект, к слову, создается совместными усилиями специалистов Объединенного института машиностроения Национальной академии наук и Министерства промышленности РБ. А на мощностях завода «БелДжи» будет происходить весь сборочный процесс, включая сварочные и покрасочные работы.

Во всяком случае опытную партию BelGee еX50 в количестве пяти единиц соберут до 1 января 2025 года именно на этом предприятии. Также инициаторами проекта ведутся переговоры с государством о создании еще одного завода, где в перспективе будет собираться только «национальный» электромобиль.

Если говорить о степени локализации, то известно, что к проекту уже привлечены многие профильные белорусские предприятия. Среди них значатся ОАО «Измеритель» и ОАО «Интеграл», а также филиал по выпуску электромоторов ОАО «Могилевлифтмаш», который производит тяговые двигатели для пассажирского и грузового транспорта. Не исключено, что к работе будут подключены и другие производители, занимающиеся созданием различных компонентов для автомобилей и промышленной техники.

Авторские разработки

В настоящий момент проект первого белорусского электромобиля столкнулся с рядом технических проблем. К примеру, пока не решен вопрос с производством шестерен для высокоскоростных редукторов – ранее такая продукция в стране не производилась, поэтому компетенции попросту нет.

Кроме того, чтобы сделать итоговую цену электрокара конкурентоспособной, как уверяют кураторы проекта из НАН Беларуси, необходимо создать аккумулятор расширенной емкости с возможностью замены исчерпавших рабочий ресурс ячеек. Причем эта батарея непременно должна быть собственной разработки, поскольку ее стоимость, как правило, составляет 30-40% стоимости электромобиля, а любые заимствования здесь обойдутся в копеечку.

Самое интересное, что необходимая технология белорусской стороной всё же была разработана. Как заверяют представители Национальной академии наук, номинальная мощность нового привода BelGee еX50 составит 80 кВт против 50 кВт у актуального Geometry C, продаваемого сегодня в дилерских центрах марки Geely.

Этой емкости хватит, чтобы проехать в автономном режиме 400 км пути. Что касается качества исполнения, то авторы проекта уверены, что рабочий ресурс тяговой батареи составит минимум 5 лет, на что и будет распространяться заводская гарантия.

Цена авто

Еще раз подчеркнем, что успешная реализация проекта BelGee еX50 напрямую зависит от розничной цены будущего автомобиля, на которую повлияет совокупность факторов, описанных выше. Еще на этапе обсуждения перспектив национального электромобиля в 2022 году генеральный директор СЗАО «БелДжи» и член правления БАА Геннадий Свидерский заявлял, что цену постараются сделать приемлемой.

Позже вице-премьер РБ Петр Пархомчик говорил, что стоимость белорусского электромобиля будет эквивалентна стоимости бензиновой версии модели BelGee Х50, которая в настоящий момент начинается с 66 тысяч BYN ($20.000 в пересчете по актуальному курсу).

***

Как уже было сказано, до 1 января 2025 года все технические испытания BelGee еX50 должны быть завершены, после чего начнется процедура сертификации серийной модели. А сборка тестовой партии электрокаров в количестве 5 единиц будет осуществляться на предприятии «БелДжи»: выпуск по заводским технологиям позволит просчитать экономическую целесообразность серийного производства. Как бы там ни было, если все планы по проекту будут реализованы, очевидно, что на белорусском рынке электрокаров в ближайшем будущем появится новый лидер.


08.04.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 979 197
Запчастей
48 045
Шин
34570
Продавцов