Пассивная и активная безопасность автомобиля: что это значит
Среди современных автомобилей вряд ли найдется такой, в котором нет хотя бы минимального набора средств безопасности. Пожалуй, их даже больше чем нужно. Эти системы разделены по классам: теперь в любом авто есть пассивная и активная безопасность. А вы знаете, что это значит?

Умная электроника
Первые краш-тесты стали проводиться в середине 60-х годов ХХ века для того, чтобы смоделировать аварийную ситуацию и понять, насколько потенциальные водители и пассажиры пострадают или не пострадают, находясь внутри того или иного автомобиля. В свою очередь, это стимулировало мировую автоиндустрию на периодическое повышение уровня безопасности выпускаемых транспортных средств.
Впоследствии безопасность автомобиля инженеры разделили на активную и пассивную. Так, основной задачей активной безопасности стала своевременная оценка дорожной обстановки и предотвращение аварийных ситуаций и любых столкновений с окружающими автомобиль объектами.

Сюда относятся такие высокотехнологичные устройства и сервисы, как антиблокировочная система колес ABS, система стабилизации курсовой устойчивости ESP, адаптивный круиз-контроль, парктроник, система распределения тормозных усилий, контроль «слепых» зон, система удержания в полосе, системы помощи при спуске и подъеме, система предотвращения лобового столкновения, система кругового обзора и система автоматического пилотирования автомобиля. Каждая из представленных технологий внедрялась в разное время и имела сложный путь развития. К примеру, повсеместно распространенная сегодня функция ABS стала входить в базовые комплектации автомобилей европейского рынка лишь с 2004 года (хотя впервые была серийно применена в 1978-м на модели Mercedes S-класса (W116)), а система курсовой устойчивости ESP по совокупным требованиям Евросоюза, США и Австралии – только с 2011-го.

Как правило, перечисленные системы активной безопасности конструктивно связаны с тормозной системой авто и, воздействуя на нее, в разы повышают ее эффективность. Кроме того, ряд систем может управлять крутящим моментом через блок управления двигателем.
Впоследствии инженеры связали эти ассистенты с видеокамерами, лазерными дальномерами (лидарами) и датчиками движения. Это «научило» автомобиль читать дорожные знаки и распознавать разметку, автоматически тормозить перед препятствиями, самостоятельно парковаться и даже самого себя пилотировать…

Впрочем, своя ложка дегтя есть и здесь. Согласно действующим ПДД никакие электронные помощники не снимают с водителя ответственности. И это справедливо, ведь, несмотря на гигантский технологический скачок автоиндустрии, многие автоматические помощники все еще далеки от идеала и не могут корректно функционировать, особенно в условиях плохой видимости.
К примеру, камеры и радары, залепленные грязью или снегом, вряд ли чем-то помогут водителю, система удержания в полосе не сможет правильно направлять автомобиль из-за банального отсутствия разметки, а ESP владелец и вовсе может отключить. Кроме того, если у машины перед аварией будет выключен двигатель, ни одна система активной безопасности не сработает. Как раз на этот случай и существует пассивная безопасность автомобиля.
Стальные мышцы
Пассивная безопасность включает в себя целый ряд конструктивных решений, позволяющих сохранить жизнь экипажу авто даже при сокрушительных столкновениях. Это, конечно же, айрбэги и ремни, а также подголовники кресел, не позволяющие запрокидываться голове человека при резком ударе (что неизбежно привело бы к перелому шеи).
Но в первую очередь сюда стоит отнести непосредственно кузов авто – он сконструирован таким образом, что имеет особые зоны деформации, которые принимают на себя удар, чтобы максимально его погасить. Если бы кузов автомобиля не складывался в гармошку при аварии, всю энергию удара принимали бы на себя люди, находящиеся внутри...

Отдельно стоит упомянуть лонжероны – силовые элементы в конструкции любого авто, представляющие собой массивный стальной каркас. Лонжероны приварены к кузову и имеют особую форму и пустоты в нужных местах, благодаря чему способны деформироваться при сильных нагрузках и поглощать энергию удара.
В некоторых автомобилях, как правило внедорожниках, вместо лонжеронов используется рама. По сути, она представляет собой отдельную силовую конструкцию, в которой тоже конструктивно предусмотрены зоны деформации.

Что касается бамперов, то их специально делают из пластика, а не из металла, чтобы смягчить удар со встречной машиной или пешеходом. По этой причине владельцам запрещено устанавливать на автомобили выступающие металлические конструкции, к которым относятся «кенгурятники» и несертифицированные фаркопы.
Безопаснее внутри
Пресловутые ремни безопасности, первый патент на которые был выдан в далеком 1885 году, прежде всего необходимы для того, чтобы во время столкновения автомобилей пассажиры не вылетели в лобовое стекло. Также эти ремни удерживают тело человека в правильном положении относительно подушек безопасности.

В свою очередь, преднатяжители ремней безопасности срабатывают в экстренных ситуациях. Так, при резком торможении они натягивают ремень и прижимают пассажира к сиденью, чтобы тот по инерции не «клюнул носом» и не ударился о переднюю панель или сиденья.
К слову, мягкий пластик, применяемый в отделке салона, не только подчеркивает премиальный статус авто, но также снижает тяжесть травм и увечий водителя и переднего пассажира. Собственно говоря, для этой цели такой материал и применяют в первую очередь, ибо даже двоечник понимает, что чем мягче будет отделка передней панели, тем меньше будет от контакта с ней повреждений. Следовательно, чем дороже автомобиль, тем выше в нем уровень пассивной и активной безопасности.

На заре развития автоиндустрии самым опасным для водителя элементом в салоне была рулевая колонка, о которую тот бился грудной клеткой при лобовых столкновениях. Со временем руль сделали менее травмоопасным, устроив рулевой вал по принципу телескопической удочки, чтобы он складывался при ударе и гасил энергию. При сильном столкновении этого, конечно же, мало, поэтому систему рулевого управления сегодня соединяют не под прямым углом, а с двумя изгибами по 15%. Таким образом, при ДТП рулевая колонка не бьет водителя в грудь, а складывается.
Педальный узел при столкновении также отделяется от своего крепления, уменьшая риск повреждения ног водителя.

Что касается подушек безопасности, или айрбэгов, то они способны срабатывать за доли секунды благодаря специальным ударным датчикам. Сами подушки вылетают с огромной скоростью и при неправильной эксплуатации автомобиля могут травмировать пассажиров. Так, фронтальную подушку безопасности нужно отключать, если на переднем пассажирском сиденье установлено детское кресло спинкой к лобовому стеклу.
Подушки безопасности могут быть расположены со стороны боковых стекол, в коленях, между передними пассажирами, на капоте для защиты пешехода и даже снаружи, в порогах автомобиля, чтобы раскрываться при боковом ударе. Словом, чем дороже автомобиль, тем этих спасительных элементов больше.
Правильная посадка
Как ни странно, при столкновениях автомобилей люди больше травмируются не из-за отсутствия или некорректной работы каких-либо систем безопасности, а из-за пренебрежения собственной жизнью. Даже неправильная посадка на сиденье авто может привести к значительным травмам – к примеру, фильм Квентина Тарантино «Доказательство смерти» очень наглядно это показывает.

Так, во время дальних поездок пассажиры, особенно девушки, склонны вытягивать ноги в окно или на переднюю панель. По данным автомобильного клуба ADAC, если авария произошла, когда человек находился в таком положении, его голова, как правило, бьется о колени, а испытываемые телом нагрузки в этом случае будут запредельными... Что касается пренебрежения ремнями безопасности среди как водителей, так и пассажиров, то это давно стало притчей во языцех. Не будем забывать также о подголовниках, которые владельцы авто периодически убирают со своих мест при перевозке крупных грузов. Завершив такую поездку, их обязательно следует поставить на место, так как они являются важными элементами пассивной безопасности автомобиля – при отсутствии хотя бы одного из них техосмотр, к примеру, можно не пройти.
***
Несмотря на то что за нашу с вами безопасность заплачено многими жизнями автолюбителей прошлого, мы часто беспечно относимся к жизни собственной. Думая, что неуязвимы для рокового случая, мы можем не пристегнуть ремень или забыть о том, что не активировали отключенные ранее датчики ESP или айрбэг. Все это может сыграть впоследствии злую шутку. Поэтому не важно, насколько хорошо ваше транспортное средство защищено от аварий, – главной гарантией этого по-прежнему являетесь только вы сами.
22.08.2022