Какую угрозу электрокары представляют при перевозках
Опасный груз
Для частных перевозчиков и транспортных компаний настали нелегкие времена. Тому виной – появление нового типа автомобилей. Да-да, того самого, который ездит на электричестве и возит в своей утробе тяжеловесный и химически сложный аккумулятор. Именно из-за этой штуки контейнеры, в которых перевозятся электрокары, стали помечать знаками «опасный груз», а страховые депозиты на транспортные услуги выросли в несколько раз. Но всё это, как правило, не помогает, если случается беда.

Бомба без таймера
Резонансные катастрофы, случающиеся с грузовыми кораблями и сухопутными транспортниками, стали фиксироваться относительно недавно. К примеру, в начале 2022 года в Атлантическом океане с борта сухогруза Felicity Ace начали поступать сигналы бедствия. Судно перевозило около 4 тысяч автомобилей, в основном произведенных концерном Volkswagen, среди которых были и очень редкие коллекционные экземпляры, включая авто марок Bentley и Porsche.

Увы, вскоре после пожара, распространившегося сразу по нескольких отсекам, Felicity Ace затонул, а операция по ликвидации последствий данного бедствия заняла несколько месяцев.
В феврале 2023 года в водах Вьетнама произошла схожая трагедия. Сухогруз Ah Shin, перевозивший 4500 автомобилей, стал подавать сигналы бедствия, зафиксированные администрацией группы морских портов Вунгтау.

Оказалось, что пожары возникли сразу на нескольких ярусах судна, а команда потратила все имевшиеся на борту 50 тонн углекислоты, чтобы справиться с ними. К сожалению, сделать это сразу не удалось – лишь после дозаправки углекислотой в Вунгтау моряки локализовали возгорания, а позже и полностью их ликвидировали.
Причина бедствий
Как несложно догадаться, причиной обоих пожаров стало короткое замыкание в батареях электрокаров, которые находились на борту среди основного груза. В случае с кораблем Ah Shin, команда которого в отличие от Felicity Ace проявила редкую выдержку и профессионализм при ликвидации огня, ситуация усугублялась еще и тем, что моряки знали и о большом количестве опасного груза, а значит, не имели права использовать забортную воду, поскольку из-за нее батареи других электромобилей также могли детонировать и загореться. В итоге судно до такой степени выгорело изнутри, что эксплуатировать его уже не представляется возможным.
Данное обстоятельство значительно усложнило расследование по выяснению истинных причин возгорания. В итоге страховые детективы все же смогли установить причину – ею стало короткое замыкание в тяговой батарее одного из электромобилей Chery, которые перевозились из Южной Кореи в Сингапур.

Что касается Felicity Ace, то причиной гибели судна считают аккумулятор электрокара Porsche, который и стал очагом возгорания. На концерн Volkswagen Group подали в суд как владелец сухогруза компания Mitsui OSK Lines, так и Allianz – крупная страховая компания, которой предстоит улаживать все имущественные иски с владельцами погибших на борту корабля автомобилей.
По предварительным данным сумма уничтоженного груза, который вез Felicity Ace, составляет от $155 миллионов до $500 миллионов. Истцы заявляют, что VW не проинформировал их об опасности и необходимости соблюдения мер предосторожности при транспортировке таких автомобилей.
Дорогое удовольствие
Как видим, подобный груз становится во всех смыслах опасным и уязвимым, когда речь идет о его перевозке. Кто-то скажет: если самолеты падают, это вовсе не повод не летать на них. В том смысле, что на перевозчиках транспорта грузы и раньше горели. Мы ответим: конечно, но не в таком количестве и не так интенсивно, чтобы выгорали целые ярусы с кем-то купленными машинами.
Это одна из причин, заставляющая взвесить все риски, когда соберетесь купить новое авто на зарубежном аукционе. Берете новое – отлично, ведь так у вас будет больше шансов вернуть деньги, если что-то пойдет не так. Не верите – взгляните на судьбу Felicity Ace: судно погибло больше года назад, а владельцы авто еще не видели своих денег, выплаченных по страховке. Не исключено, что похожий сценарий ждет и ваш «опасный груз».

А вот если электрокар будет бит, или в угоне, или утоплен, тогда отвечать за его судьбу никто всерьез не возьмется, хоть всю Лигу наций жалобными письмами завалите. Всё дело в большом числе участников, занятых в доставке вашего электрокара, купленного за $8.000-12.000 на другом конце света: это доставка от аукциона до порта, морской вояж, транспортировка из Прибалтики в Беларусь.
И даже если в море беды не случилось, это вовсе не значит, что финал путешествия не будет омрачен. Взять хотя бы недавний мартовский инцидент: наземный сухогруз вез на борту 6 электромобилей по Германии – его ценный груз сгорел вскоре после того, как у транспортника загорелось колесо. Огонь просто перекинулся на алюминиево-карбоновый корпус ближайшего электромобиля, после чего принялся уничтожать их один за другим.

А есть еще риск потери в пути каких-то важных запчастей, включая дорогущий тяговый аккумулятор… Вряд ли за подобные вещи кто-то из страховщиков станет отвечать. А если вам что-то не понравится, то, когда вы станете потрясать распечатанными квитанциями из интернета, вам посоветуют отправиться в суд. Но не в местный, а той страны, где, по-вашему, произошла халатность. Услуги адвокатов там намного дороже, чем у нас, поэтому любое дело может растянуться на месяцы.
Такая вот цепь рассуждений, основанная на новостных сводках, у нас получилась. Мы, конечно, никого не отговариваем от уже сделанного выбора, а лишь указываем на вероятность не самого лучшего его исхода. Да, покупать электрокары на аукционах дешевле, однако и риски при этом высоки. Но вы ведь и сами всё знаете: кто не рискует – и дальше по тексту.
10.03.2024