Как выбрать автомобильный аккумулятор
Полное руководство от 1k.by
Выбор и использование автомобильного аккумулятора требуют тщательного подхода. Правильно подобранная модель при должном обращении станет надежным источником энергии для вашего транспортного средства. Ошибка же может привести к малоприятным и непредвиденным ситуациям.
Какое устройство подойдет вам, на что обратить внимание при покупке и какие важные моменты следует учесть в процессе эксплуатации батареи, чтобы она прослужила максимально долго, – обо всем этом в нашей статье.
А найти нужный товар не составит труда: вы можете купить аккумулятор на 1k.by. На сайте представлен широкий ассортимент моделей самого высокого качества от надежных поставщиков. В продаже есть множество моделей и брендов, подходящих для любого транспортного средства. Как сориентироваться во всем этом разнообразии – читайте дальше.
Типы аккумуляторов
Аккумулятор служит источником питания всех электроприборов в автомобиле, а также участвует в работе зажигания. Состоит он из нескольких металлических пластин (электродов), помещенных в жидкость (электролит), обычно в раствор серной кислоты. Между металлом и раствором происходят химические реакции, в результате которых производится электричество. В зависимости от состава пластин, вида раствора и конструкции корпуса выделяют несколько типов аккумуляторов.
Сурьмяные аккумуляторы – стандартные автомобильные батареи, которые начали использовать еще в XIX веке. Электроды в таких АКБ состоят из свинца, к которому для большей долговечности примешана сурьма. Собственно сурьмяными называют аккумуляторы с концентрацией сурьмы в смеси больше 5%. Если же ее меньше 5%, батареи называют малосурьмянистыми. Уменьшение содержание сурьмы способствует снижению скорости электролиза, вследствие чего увеличивается срок службы устройства, а его обслуживание становится проще. Оба типа аккумуляторов требуют долива дистиллированной воды, но в сурьмяных батареях это нужно делать примерно каждый месяц, а в малосурьмянистых – пару раз в год. Стоят такие аккумуляторы недорого, однако и служат они недолго, не более 3 лет.
Кальциевые аккумуляторы – батареи, в которых для повышения порога напряжения и предотвращения электролиза вместо сурьмы начали использовать кальций. Есть два вида кальциевых аккумуляторов:
• Ca/Sb (Ca+) – гибридные устройства, в которых один электрод изготовлен из сплава свинца с сурьмой, а второй – с кальцием. Срок службы у таких батарей выше, чем у сурьмяных (где-то 3-4 года), а скорость саморазряда в выключенном состоянии меньше;
• Ca/Ca – в таких аккумуляторах оба электрода покрыты кальцием. Считаются стандартом для моделей бюджетного и среднего классов. Срок службы достигает 7 лет. Скорость саморазряда в два раза меньше по сравнению с малосурьмянистыми моделями.
Так как добавление кальция значительно увеличивает порог электролиза, количество электролита со временем практически не меняется. Кроме того, покрытые прочным металлом пластины более устойчивы к вибрациям, возникающим во время движения автомобиля. Но у всех кальциевых аккумуляторов есть один недостаток – высокая восприимчивость к глубоким разрядкам. При однократном падении напряжения ниже 9 В батарея безвозвратно утратит часть своей емкости, а после нескольких разрядок и вовсе может прийти в негодность. Поэтому такие аккумуляторы не подойдут тем водителям, у которых автомобиль долгое время простаивает в гараже.
SMF (Sealed Maintenance Free Battery) – кальциевые аккумуляторы со специальной двойной крышкой, которая обеспечивает конденсацию воды и ее возвращение обратно в аккумулятор. Поэтому такие модели являются необслуживаемыми, так как нет необходимости доливать воду. Имеют увеличенный по сравнению с обычными кальциевыми аккумуляторами срок службы. MPF (Matrix Press Frame) – аккумуляторы, пластины в которых получены методом холодной ковки и рубки. Такой способ производства обеспечивает повышенную прочность батареи, эффективную работу при высоких и низких температурах и отсутствие негативных эффектов от глубокой разрядки.
AGM (Absorbent Glass Mat) – улучшенная версия аккумуляторов, предназначенная для автомобилей с системой Старт/Стоп. Между свинцовыми пластинами находятся стекловолоконные прокладки, пропитанные электролитом. Такая конструкция обеспечивает еще большую сохранность и устойчивость к тряске электродов при меньшем количестве электролита. В то же время нет необходимости следить за уровнем жидкости в устройстве, так как она не вытекает из герметичного корпуса и практически не испаряется. Пластины в AGM-моделях не претерпевают деформаций из-за глубокой разрядки. Даже в сложных городских условиях такие аккумуляторы способны отслужить до 10 лет, однако заплатить за них придется немало.
EFB (Enhanced Flooded Battery) – упрощенная и более дешевая версия AGM-аккумуляторов. Свинцовые пластины здесь покрыты слоем полимера, что обеспечивает высокую защиту от вибраций и устойчивость к экстремальным температурам. EFB-аккумуляторы невосприимчивы к полной разрядке и циклической нагрузке, что делает их подходящими для интенсивной работы в городской среде. Также они имеют высокие показатели пускового тока. Срок службы таких батарей достигает 8 лет. Однако и стоимость EFB-моделей хоть и меньше, чем у AGM-вариантов, но значительно превышает таковую у кальциевых аналогов.
Основные характеристики
Емкость – количество электроэнергии, которое аккумулятор может хранить и выдавать при определенных климатических условиях. Измеряется в ампер-часах (Ач).
При замене аккумулятора стоит выбирать модель с теми же показателями емкости, что и у заводского экземпляра. Производитель устанавливает батарею, которая сможет выдерживать нагрузку, необходимую конкретному автомобилю. Устанавливать АКБ с более низким, чем указано в руководстве, показателем емкости не следует: это может привести к полной разрядке с последующим повреждением электродов. Также может не хватить мощности пускового тока. Использовать аккумулятор повышенной емкости можно, однако не стоит превышать базовый показатель больше чем на 15%. И не забудьте сравнить размеры новой и старой моделей, иначе новоприобретенный аккумулятор может просто не влезть в машину.
Пусковой ток – это максимальный ток, который АКБ может выдать при запуске. Измеряется в амперах (А). Данный показатель выводится при низких температурах, так как важно, чтобы автомобиль мог завестись в холодную погоду. Существует 4 основных стандарта определения величины пускового тока, каждый из которых предусматривает проверку устройства в определенных условиях:
• En (европейский) – стандарт, который используется в Беларуси. Требованием является постоянный уровень напряжения выше 7,5 В при температуре -18°C в течение 10 секунд;
• DIN (немецкий) – напряжение не должно падать ниже 9 В при температуре -18°C в течение 30 секунд;
• SAE (американский) – напряжение не падает ниже 7,2 В при температуре -18°C в течение 30 секунд;
• JIS (японский) – при нагрузке током 150 А в течение 30 секунд и 300 А в течение 30 секунд при температуре -15°C напряжение не падает ниже 6 В.
У разных автомобилей необходимая величина пускового тока будет отличаться. В 0°C малолитражному авто потребуется 200-300 А для запуска, для машины с баком объемом более 2,5 л может потребоваться больше 400 А. В сильный мороз этот показатель будет значительно выше. Это следует учесть при выборе аккумулятора, ведь в нашем регионе зимы бывают холодными.
Полярность определяет расположение клемм, что важно для правильного подключения АКБ. Батарея может иметь прямую или обратную полярность. При прямой полярности положительная (красная) клемма располагается слева, отрицательная (черная) – справа. При обратной полярности слева находится отрицательная клемма, справа – положительная. Аккумуляторы с прямой полярностью используются в автомобилях, произведенных в Америке, России и Китае, с обратной полярностью – в машинах из Европы, Японии и Кореи.
Габариты аккумулятора для грузовых и легковых автомобилей будут различаться. В свою очередь, есть две категории типовых размеров АКБ для легковых автомобилей: европейские и азиатские. В каждой категории есть ряд маркировок, в которых зашифрованы определенные габариты устройства.
При замене АКБ стоит обратить внимание на маркировку старой батареи и выбирать модель с соответствующими показателями. Слишком большой аккумулятор будет касаться клеммами капота, что может привести к короткому замыканию. А слишком маленькая батарея будет трястись во время движения, что быстро приведет к поломке.
Как зарядить аккумулятор?
• Для пополнения ресурсов АКБ потребуется зарядное устройство. Оно должно иметь показатели, соответствующие характеристикам батареи, которые обычно указаны на ее корпусе. Желательно, чтобы максимальный ток зарядки составлял 10% емкости аккумулятора, – в таком случае процедура займет 10-12 часов. Если показатель будет меньше 10%, то и зарядка займет больше времени, но она не должна превышать 24 часа. Напряжение должно быть одинаковым у обоих приборов (обычно это 12 В). Важно, чтобы зарядное устройство было современным и безопасным.
• Перед началом зарядки следует осмотреть аккумулятор на наличие повреждений и трещин, проверить уровень электролита (если устройство обслуживаемое), долить при необходимости дистиллированную воду, чтобы жидкость покрывала металлические пластины. Если автомобиль стоял на морозе, оставьте батарею на некоторое время в теплом помещении.
• Прежде чем отключать АКБ, нужно выключить зажигание и все электрические составляющие. Важно! Сначала отключается отрицательная клемма, затем – положительная. Нарушение этой последовательности может привести к короткому замыканию.
• Очистите клеммы и корпус от грязи и смазки сухой тряпкой либо щеткой. Клеммы можно протереть нашатырным спиртом и обработать наждачкой, чтобы убрать кислотный налет.
• Подключите зарядное устройство к аккумулятору: полярность и цвет присоединяемого провода должны соответствовать полярности и цвету клеммы. Начинать нужно с положительной клеммы.
• Включите зарядное устройство в сеть (это делается только после подключения его к батарее) и выставите показатели, соответствующие характеристикам аккумулятора.
• Проверить, заряжена ли батарея, можно при помощи вольтметра, которыми иногда оснащаются зарядные устройства. Напряжение должно быть не меньше 12,5 В при выключенном моторе.
Правила ухода за аккумулятором
• В обращении с аккумулятором придерживайтесь руководства по эксплуатации. Если возникают проблемы и вы не знаете их причину, проконсультируйтесь со специалистом.
• Регулярное обслуживание аккумулятора – залог его долговечности. Своевременно доливайте дистиллированную воду, если АКБ нуждается в этой процедуре.
• Если вы не планируете ездить на машине в течение долгого времени, извлеките аккумулятор и храните его в темном, сухом и прохладном месте. Батареи стандартного типа необходимо периодически подзаряжать, чтобы избежать повреждений.
• Необслуживаемые аккумуляторы также нуждаются в диагностике. Осуществляется она с помощью специального кабеля или Bluetooth-адаптера, а данные отправляются на смартфон либо ноутбук.
• Аккумулятор требует осторожного обращения. Падения и удары могут привести к нарушению работы устройства.
Выбор подходящего аккумулятора и следование правилам его эксплуатации не только избавят вас от нежелательных забот, но и раскроют потенциал вашего транспортного средства. Тип аккумулятора, его емкость и размеры, величина пускового тока – вот на что стоит обратить внимание при покупке. Остается только найти надежного продавца – и в добрый путь!
12.02.2024