Как проехать там, где заканчивается асфальт

По актуальным данным Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси, общая протяженность автомобильных дорог страны сегодня составляет 86 тысяч километров, 87% которых – дороги с твердым покрытием. Остальные 13% – это грунтовки, близкое знакомство с которыми каждый сезон сводят сельские автомобилисты, дачники, грибники и охотники. В дождливую пору или во время таяния снега такие дороги превращаются в условные направления, преодоление которых тот еще квест…

Как проехать там, где заканчивается асфальт

Новая резина по сезону

Данное правило актуально для множества ситуаций, особенно для беспроблемного проезда грунтовок и легкого бездорожья. О достоинствах летних и зимних шин подробнее можно почитать здесь. Если делать это лень, просто знайте, что летние покрышки отлично отводят воду из пятна контакта, снижая риск аквапланирования, а у зимних лучше зацеп на рыхлых поверхностях.

Если вы меняете резину своевременно, честь вам и хвала. Но не забывайте при этом о ее состоянии: «лысые» покрышки обязательно стоит заменить независимо от сезона. Во-первых, ездить на таких колесах просто небезопасно. Во-вторых, оказавшись за пределами асфальтового покрытия, вы вряд ли далеко уедете.

Изношенные шины почти не гребут на размокшей грунтовке, поэтому, сэкономив на своевременной замене комплекта резины, вы не раз помянете недобрым словом свою скупость. Особенно это актуально для заядлых дачников, для которых период сезонного «разлива» затрудняет и без того нелегкий проезд к участку.

Ориентируйтесь на местности

Пусть это звучит банально, но на проверку оказывается более чем эффективным советом. Если вы не знаете конкретную дорогу, лучше по ней пробираться не спеша, особенно в темное время суток. Не брезгуйте при этом использовать навигатор: сегодня в google.maps.com загружается множество данных о даже самых удаленных от цивилизации объектах, так что в некоторых случаях его подсказки будут очень кстати.

К примеру, полезно узнать о близости резкого поворота, особенно если он при этом никак не обозначен. Помните, что на скользкой дороге, особенно если под колесами укатанная мокрая глина, автомобиль в любой момент может уйти в занос. Поэтому поворачивать здесь нужно плавно, делая запас на возможное скольжение. Если же в поворот вы не вписались, старайтесь править авто на какое-нибудь небольшое препятствие (кочку или бортик высокой колеи), чтобы дать колесам нужный зацеп и возможность остановиться.

Даже на знакомой грунтовке периодически появляются канавы, ямы, поперечные рытвины, поваленные деревья, булыжники и черт знает что еще. Наехать на полном ходу на такое препятствие означает как минимум перегрузить подвеску, а про максимум лучше вообще не говорить. Кроме того, многие грунтовки змеятся сквозь лесную чащу, а значит, есть риск столкновения с диким животным, что тоже ничего хорошего не несет. В общем, не гоните на таких дорогах.

Колея + глубокие лужи = опасность

Частенько грунтовка из-за дождей превращается в «осенний разъезд» со множеством колей. Чужая колея плоха тем, что в нее легко попасть, но бывает непросто выбраться. Особенно это актуально для моноприводных машин с обычными дорожными шинами, протектор которых стремительно забивается глиной.

Об опасностях заноса на скользкой поверхности мы говорили выше. Учтите: когда автомобиль управляется плохо и не хочет тормозить, вероятность въехать в какое-нибудь крупное препятствие и повредить машину увеличивается в разы.

Главное в этом случае – не давать волю нервам: если не получается выехать из колеи с первого раз, попробуйте двигаться враскачку, разработав колесами край колеи. А если пространство дороги позволяет, лучше вообще в чужую колею не соваться, а проделать собственную рядом с той, что уже сотворили другие.

Еще одним неприятным обстоятельством, которыми изобилуют грунтовки, являются лужи. Основная опасность такой преграды – ее глубина, которую с виду определить бывает непросто. Даже небольшая на первый взгляд лужа может представлять собой затопленную яму, то есть быть настолько глубокой, что контакта с ней колесный диск может и не пережить. Поэтому лучше лужи не форсировать, а объезжать, причем даже на знакомой грунтовке.

Если возможности сделать это у вас нет, измерьте глубину водной преграды. Для этого здорово пригодятся высокие резиновые сапоги типа рыбацких. Поверьте, бросив такие в багажник на всякий случай, вы не раз скажете себе спасибо. Обуйте их, выйдите из машины и прощупайте дно какой-нибудь палкой. Под мутной водой запросто может оказаться камень, железный обломок или какой-нибудь другой опасный хлам. Выяснить это вам придется в любом случае, но гораздо лучше, если автомобиль при этом не пострадает.

Но если глубина лужи позволяет ее форсировать, а дно хорошо прощупывается и кажется безопасным, есть риск потери номерных знаков, а то и получения гидроудара набежавшей волной. Поверьте, оно вам точно не надо – лучше потратить время и найти безопасный объезд, чем получить на ровном месте такие проблемы.

Сложный рельеф и вероятность увязнуть

Белорусские ландшафты не изобилуют сложным рельефом, но свои подъемы и спуски в дикой местности все же встречаются. Особенно коварны те из них, что покрыты глиной. Их лучше проезжать «длинноходом», на одной передаче, стараясь держать постоянную скорость и выверенную траекторию движения.

Если автомобиль оборудован ESP, систему стабилизации следует выключить заранее: лучше пусть колеса буксуют, чем транспортное средство потеряет скорость. На оборудованной «механикой» машине передачи лучше менять как можно быстрее, чтобы не потерять тягу. На спуске, наоборот, спешить не стоит, а лучше чаще тормозить и плавно поворачивать руль – в противном случае автомобиль стащит в кювет, где тот и вовсе рискует перевернуться.

Застрять на расхлябанной грунтовке тоже можно запросто, особенно тяжелым машинам. Если это видно невооруженным глазом, лучше авто по возможности разгрузить, высадить пассажиров и на время избавиться от лишнего багажа. Если и это не помогает, штурмуйте опасный участок накатом.

На случай таких маневров не будет лишним держать в багажнике пару колесных цепей, «пауков» или браслетов, а также домкрат, небольшую (саперную) лопату, топорик, бензопилу и буксировочный трос. Топориком вы всегда сможете срубить деревце, чтобы подложить его под колеса, а пилой распилить лежащее поперек пути бревно.

Важно: позаботьтесь своевременно о замене резинок «дворников». Старые щетки будут только размазывать грязь, летящую на стекло с дороги. А для безопасного движения вы должны хорошо видеть, куда едете.

***

Чтобы освободить машину из грязевого плена, нужны смекалка, сила и терпение. Чтобы избежать попадания в такую ситуацию – ум, стратегия и осторожность. Каждому автомобилисту здесь придется самому выбрать, что ему из этого ближе...

06.10.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 990 771
Запчастей
47 936
Шин
36213
Продавцов