Электросамокаты. Фантастические новинки
Электрический транспорт развивается семимильными шагами, радуя будущих владельцев уникальными возможностями и немыслимыми качествами, новым уровнем комфорта и управляемости их электрического гаджета. Пусть не все ожидания могут быть воплощены в жизнь так скоро, как обещано, но чрезвычайно быстро растущий рынок средств персональной мобильности, которые не требуют прав и позволяют передвигаться на них с подросткового возраста до седых волос, постоянно обновляется.

Осень 2025 года обещает интересные новинки в мире электросамокатов для США с фокусом на безопасность, автономность, долговечность и «умные» функции. Давайте вместе посмотрим на ключевые тренды и ожидаемые существенные отличия от текущих моделей:
1. Повышенная безопасность как стандарт – основное направление развития средств персональной мобильности, легко объяснимое попыткой властей всячески регулировать их передвижение. Эта тенденция нашла свое отражение в следующих системах:
• автоматического сигнализирования: поворотники, активируемые наклоном руля (на гироскопах) или кнопками на рукоятках со звуковым/визуальным подтверждением срабатывания станут массовыми даже в среднеценовом сегменте;
• адаптивного освещения: речь идет о так называемых матричных фарах, в которых предусматривается точечное отключение сегментов луча, чтобы не слепить встречных. Ранее такие возможности были лишь прерогативой авто. Примером этой опции также можно назвать автоматическое переключение дальнего/ближнего света на основе датчиков или камер;
• сигналов торможения с эскалацией, то есть чем резче торможение, тем ярче и чаще мигает стоп-сигнал;
• «черных ящиков» и датчиков падения: встроенные регистраторы, накапливающие видеоданные и данные телеметрии, автоматически отправят сигнал SOS с геолокацией при серьезном падении (через eSIM);
• стабилизации (ASC): электроника, предотвращающая занос заднего колеса при разгоне на мокром и скользком покрытии, перейдет из премиума в средний сегмент.
Все эти опции представляются действительно актуальными, поскольку электросамокат является транспортным средством с большой скоростью, высокой маневренностью и передвигается в основном по велодорожкам и тротуарам, что зачастую приводит к внештатным ситуациям. Здорово, если электроника вмешается раньше и позволит предотвратить падение или столкновение.

2. Эволюция аккумуляторов. Повышение эффективности работы батареи пойдет по пути:
• быстрой зарядки как нормы: возможность зарядить 50-80% электробатареи за 15-30 минут на станциях 3-го уровня (используя технологии GaN) станет ожидаемой фишкой в премиум и верхушке среднеценового сегмента. Однако без спецзарядок не обойтись;
• умные BMS с продлением срока службы: системы управления батареей будут активно балансировать ячейки и адаптировать алгоритмы заряда/разряда под стиль езды и температуру для максимального продления срока службы аккумулятора (цель – свыше 1000 циклов с минимальной деградацией);
• первых серийных твердотельных батарей. Если технологические барьеры будут преодолены, мы сможем увидеть первые коммерческие модели с SSB. Существенными отличиями таких батарей станут: более высокая плотность энергии (дальность хода увеличится на 100-150% при том же весе), сверхбыстрая зарядка, радикальное повышение безопасности (нет риска возгорания), работа при экстремально низких температурах. Пока внедрение таковых обходится очень дорого и возможно только в топовых моделях (Dualtron, Rion, Nami).
Так как многие самокаты имеют большой объем батареи и позволяют проехать существенное расстояние без дозарядки, основной проблемой, как и в электромобилях, остается скорость пополнения энергии. Здесь очень важно соблюсти баланс между быстрой и мощной зарядкой и избежать нагрева и деградации.

3. Повышенная проходимость и комфорт:
• активные подвески: подвески с электронным управлением смогут адаптировать жесткость «на лету» под дорожное покрытие, скорость и манеру езды, что значительно повысит комфорт и контроль на неровностях. Это аналог соответствующих систем в автомобилях и мотоциклах;
• колеса большего диаметра (11"-12") с улучшенным протектором станут более распространенными для лучшей стабильности на скорости и проходимости по легкому бездорожью (гравий, утрамбованная земля). Стандартом для таких размеров будут бескамерные опции с усиленным кордом и антипроколом;
• регулируемая геометрия самоката (экспериментально) позволит изменять высоту руля/деки или угол наклона вилки для подстройки под тип езды (город/легкий офф-роуд).
Звучит многообещающе, но любой комфорт обычно дорог. История с модернизацией подвески электросамокатов сродни истории автомобилей на пневме. Вы получаете потрясающий комфорт за счет существенного усложнения подвески. За эту «красоту» вам придется платить существенно больше и существенно чаще (владельцы Land Rover нас поймут).

4. Интеграция с Экосистемами и ИИ, прогнозируется:
• глубокая интеграция с Apple Find My / Google Find My Device – это уже не просто трекинг, а отображение уровня заряда, блокировка двигателя прямо из системного интерфейса iOS/Android; • продвинутые ИИ-ассистенты (на базе бортовых камер/датчиков):
- предупреждение о слепых зонах с помощью вибрации руля при обнаружении автомобиля в мертвой зоне;
- анализ дорожного покрытия – автоматическая адаптация режима мощности и подсветка опасных участков на мини-карте в приложении;
- оптимизация маршрута в реальном времени за счет учета не только пробок, но и качества дорожного покрытия, освещенности, уклона для максимальной эффективности/комфорта;
• «цифровой ключ» и продвинутая аутентификация – разблокировка самоката через Face ID / отпечаток пальца на руле или смартфоне.
Безусловно, искусственный интеллект – это реалия наших дней, отказаться от которой уже невозможно. Но если посмотреть на историю внедрения ИИ в управление автомобилем через призму установки автопилотов на автомобилях Tesla, которая сделала возможным управление транспортом без участия человека, даже в этой компании результат автономного вождения бывает непредсказуем и порою смертелен. А посему наш вердикт таков: за помощь и подсказки на дороге, конечно, спасибо, но вряд ли владелец самоката отпустит руль и передаст его ИИ.

5. Улучшенная прочность и модульность, здесь мы увидим:
• применение в покрытии самовосстанавливающихся полимеров (экспериментально): мелкие царапины на крыльях, декоративных элементах будут «затягиваться» сами под воздействием тепла и света;
• дальнейшее усиление тренда на модульные платформы: еще проще будет заменять/апгрейдить:
- батареи: станет возможной горячая замена на ходу (для курьеров) или установка дополнительного «бустера»;
- двигатели – будут заменяться на более мощный вариант без замены всей платформы;
- электронику путем обновления контроллера/дисплея;
• повышенные рейтинги IP (IPX7/IPX8) – возможность кратковременного погружения в воду (переезд глубокой лужи) без последствий, что станет явным конкурентным преимуществом.
СПМ всегда тянут молодежь попутешествовать в местах, где нет хороших асфальтовых дорог, в азарте увидеть все красивое, проезжая лужи без остановок. Самостоятельное доведение и модернизация любого самоката всегда полезны и оправданы, но, если многое учтено с завода – респект от будущего владельца.

6. Ну и в завершение – первые шаги к автономности (пока лишь эксперименты премиум-брендов, близкие к фантастике):
• системы следования (Follow-Me): самокат автономно следует за владельцем на небольшой скорости (например, в аэропорту, по парку). Данная опция требует камер, лидаров и сложного ПО, пока эти разработки очень нишевы и дороги;
• автоматическая парковка и возврат: по команде из приложения самокат медленно едет к месту зарядки или месту сбора. Осенью 2025 года в США ожидаем анонсы крупнейших производителей электросамокатов, которые покажут самые интересные концепты и серийные новинки:
• Segway/Ninebot – лидер по инновациям для массового рынка. Вероятнее всего, представят модели с активными подвесками, продвинутым ИИ-ассистентом и новой быстрой зарядкой;
• Niu держат фокус на «умных» городских решениях с интеграцией в экосистемы и улучшенной безопасностью (матричные фары, ASC);
• Dualtron (MiniMotors), Nami, Rion – представители премиум-сегмента. Они являются ионерами в SSB (если будут готовы), активных подвесках, экстремальной прочности и мощности. Будут тестировать автономные функции;
• Xiaomi могут удивить доступными моделями с новыми типами батарей или быстрой зарядкой.
Стоит ожидать и появления новых игроков с узкоспециализированными решениями, например, для доставки с горячей заменой батарей.
Как видим, ближайшее будущее принесет нам самокаты, которые станут значительно умнее, безопаснее и адаптивнее. Фокус сместится с «просто мощности» на интеллектуальное взаимодействие с пользователем и дорогой, беспрецедентную безопасность и продление срока службы ключевых компонентов, особенно батарей. Однако важно учитывать и возможные сдерживающие моменты. Многие «умные» функции, особенно автономные, могут быть ограничены законодательством некоторых стран. Самые революционные новинки (SSB, активные подвески, ИИ) будут стоить очень дорого. И, наконец, новые технологии всегда несут риски «детских болезней», поэтому первопроходцам стоит ждать отзывов, а не бросаться с головой в пучину новых открытий и изобретений.
Приятного ожидания и неразочарования от новинок!
25.06.2025