Едем в Казахстан: особенности ПДД

В качестве терапии от злободневной повестки дня bamper.by продолжает фантазировать о временах, когда границы множества стран были открыты, а путешествия – доступны. Сегодня рассмотрим особенности правил дорожного движения и соответствующее законодательство Республики Казахстан, куда в последние несколько месяцев эмигрировало немалое количество белорусов.

Едем в Казахстан: особенности ПДД

Общие положения

Согласно государственной статистике, в настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования в Казахстане составляет 96,8 тыс. км – этот показатель в 1991 году, когда страна получила независимость, был равен 86 тыс. км. По данным Справочника ЦРУ, учитывающего не только автодороги с твердым покрытием, но и оформленные грунтовые, дорожная сеть страны включает 168,7 тыс. км, что ставит Казахстан на 32-е место среди стран мира по протяженности дорожного сообщения.

Через Казахстан проходят пять международных автомобильных маршрутов общей протяженностью 23 тыс. км. Это автомагистрали Нур-Султан (Астана) – Алматы (трасса М-36) с выходом на Челябинск, Алматы – Петропавловск с выходом на Омск, Семей – Майкапшагай (М-38) с выходом на Омск, Алматы – Шымкент (A-2) с выходом на Ташкент, Шымкент – Актобе – Уральск (М-32) с выходом на Самару.

По информации «КазАвтоЖола», в настоящий момент завершено тестирование системы взимания платы за проезд на семи участках автодорог республиканского значения первой категории с четырехполосным движением, а именно: Нур-Султан – Павлодар; Капшагай – Талдыкорган; Тараз – Кайнар; Шымкент – Тараз; Шымкент – Кызылорда; Шымкент – Ташкент; Щучинск – Кокшетау.

Ставки платы на новых участках рассчитываются по аналогии с существующими платными дорогами (Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос), этот порядок не претерпел изменений с 2013 года:

• для легковых автомобилей – 1 тенге за 1 км. При этом для местного легкового транспорта предусмотрен годовой льготный абонемент за 1.000 тенге;
• для автобусов, в зависимости от количества посадочных мест, – от 5 до 15 тенге за 1 км. Междугородние и местные рейсовые автобусы освобождены от оплаты;
• для грузовых автомобилей, в зависимости от грузоподъемности, – от 5 до 25 тенге за 1 км.

Тенденции местного авторынка

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), продажи новых автомобилей в Казахстане по итогам 2021 года составили 117.590 единиц и выросли на 26% по сравнению с 2020 годом (93.371).

Несмотря на дефицит автомобилей из-за пандемии, мирового ограничения поставок, нехватки электронных компонентов и сложностей с логистикой, казахстанский рынок показал хорошие результаты.

Прошедший год изменил позиции в рейтинге самых продаваемых автомобилей. По итогам 2021-го в лидеры выбился бренд Chevrolet с результатом 29.112 проданных автомобилей (+190,3% к предыдущему году). На втором месте Hyundai с реализацией 22.736 автомобилей (+27,3%). Замыкает первую тройку Toyota, дилеры который продали 13.847 автомобилей (+32,6%).

На четвертом месте идет Kia с 9.707 единицами реализованной техники (+61,7%). Lada после перезапуска производства начинает отыгрывать позиции (9.358 машин и -46,4%). В десятке лидеров также увеличили свое влияние Volkswagen (4.095; +68,7%), Nissan (3.938; +61,5%), Renault (3.624; +39,4%), JAC (2.739; +32,6%) и Lexus (1.758; +33,1%). Кроме того, интерес к рынку Казахстана проявили китайские бренды Haval и Chery, официально открыв в прошлом году свои представительства.

Стоит отметить, что в 2021 году производство казахстанских автомобилей составило 92.839 единиц, что на 20% выше, чем в 2020-м (77.431). Это значит, что два из трех новых авто, проданных на местном рынке, были сделаны в Казахстане.

Средняя стоимость нового автомобиля – 11,3 млн тенге при средней заработной плате 242 тыс. тенге. Как отмечают в Центре анализа и мониторинга авторынка, наибольший прирост средней стоимости нового автомобиля в национальной валюте пришелся на конец 2015-го – 2016 год (+84%), что связано с девальвацией тенге. В 2017 году цены увеличились еще на 16%, в последующем отмечен рост цен в среднем на 8% ежегодно до 2020 года. В 2020-м автомобили подешевели на 1%, что в первую очередь связано с программами «доступных автомобилей».

Рост средней стоимости в 2021 году по отношению к предыдущему году составил +24%, в первую очередь из-за общемирового роста стоимости как готовой продукции, так и отдельных комплектующих (нехватка микрочипов, цены на металлы, испорченная логистика).

Что касается рынка подержанных автомобилей, то на начало 2021 года в Казахстане было зарегистрировано 3,76 млн легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, средний возраст которых составлял около 20 лет. В стране наблюдается старение автопарка, несмотря на действие программы утилизации ВЭТС (взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств).

Так, на начало 2017 года средний возраст автомобилей был на полтора года ниже, чем в 2021-м, и составлял 18,5 года, а парк насчитывал 3,78 млн автомобилей. При этом 50% автопарка – 1,9 млн авто – старше 20 лет, и еще 21%, или примерно 800 тыс. авто, – возрастом от 10 до 20 лет. Машины до 10 лет составляли 29%, или 1,1 млн. Для сравнения, возраст российского парка легковых автомобилей почти 14 лет, в Германии – 9,5 года, в Великобритании – 8 лет.

Согласно отчету Центра анализа и мониторинга авторынка, уровень автомобилизации в Казахстане демонстрирует снижение. Если на начало 2016 года на тысячу жителей приходилось 215 автомобилей, то к 2021 году показатель снизился на 7,5% и составил 199 авто.

Что касается серого импорта, то в 2021 году его доля составила 13% к проданным официальными дилерами авто, или 12,8 тыс. единиц. Количество официально не учтенных авто на рынке в целом увеличилось на 3%, с 2018 по 2020 год их было 10%. Это обусловлено снижением предложения на рынке, мировым дефицитом автомобилей, отсутствием определенных моделей в линейке дилеров.

При этом аналитики подчеркивают, что некоторые автомобили, с учетом оплаты всех необходимых платежей, выгоднее приобрести за границей, чем внутри страны. Наибольшую долю в сером импорте составляют автомобили Toyota – 26% (3,3 тыс. единиц), Нуundai – 17% (2,2 тыс.) и Kia – 14% (1,8 тыс.). То есть в совокупности на эти три бренда приходится 57% всех серых авто.

Порядок въезда в страну

В настоящее время иностранные граждане (в том числе граждане России и Беларуси) без предъявления дополнительных оснований могут въезжать в Казахстан только авиарейсами из стран, с которыми возобновлено регулярное пассажирское авиасообщение. На данный момент это:

Азербайджан, Армения, Беларусь, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Грузия, Индия, Катар, Кувейт, Кыргызстан, Мальдивы, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Украина, Шри-Ланка, Южная Корея.

Въезд в Казахстан через сухопутные пункты пропуска для граждан России, Беларуси и других стран разрешен только следующим категориям.

Прибывающие в Казахстан должны предоставить справку ПЦР с отрицательным результатом теста на COVID-19 на казахском или русском или английском языке. Справка действительна при условии отбора материала для исследования методом ПЦР не ранее 72 часов на момент пересечения государственной границы Республики Казахстан.

Наличие данной справки не требуется детям в возрасте до 5 лет, лицам, предоставившим паспорт/сертификат/справку о вакцинации против COVID-19, а также лицам, получившим ревакцинацию или полный курс вакцинации против COVID-19 в Казахстане, если после получения второго компонента прошло не более 6 месяцев на момент пересечения границы Казахстана, при предоставлении документального подтверждения.

Платные парковки

Платные парковки с 1 марта власти Казахстана ввели в некоторых местах столицы, города Нур-Султана, из-за загруженности дорог. Чтобы понять, что за место нужно платить, следует прочитать номер парковки на информационном щите – у платных он начинается с цифр 11**, 2***, 3*** или 4***.

Тариф за пользование платной парковкой составляет 100 тенге в час. Заплатить нужно в течение 30 минут с момента въезда на стоянку. Штраф за неуплату – 9.189 тенге, повторное нарушение в течение года грозит штрафом в 15.315 тенге. Для инвалидов и льготников парковка бесплатна.

Парковки платные только по будням с 8 часов утра до 8 вечера. В выходные и праздничные дни там можно парковаться бесплатно. Предполагается, что такая мера побудит местных водителей реже ездить на личных авто и отдавать предпочтение общественному транспорту либо пешим прогулкам.

Штрафы

Согласно закону «О республиканском бюджете на 2022–2024 годы» в Казахстане с 1 января 2022 года установлен новый месячный расчетный показатель (МРП), который вырос с 2.917 до 3.063 тенге (на 5%). В связи с этим увеличились размеры штрафов и других платежей.

К примеру, самый невысокий штраф в Казахстане составляет 2 МРП. Согласно статье 615 КоАП РК, такой штраф налагается за невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований ПДД, и с нового года он вырос с 5.834 до 6.126 тенге.

Штраф за превышение скорости от 10 до 20 км/ч, «тянувший» на 5 МРП (статья 592 КоАП РК), увеличился с 14.585 до 15.315 тенге. Соответственно, 20 МРП за превышение скорости на 40 км/ч и более превратились из 58.340 в 61.260 тенге. Вырос в Казахстане также штраф за «грязный» выхлоп и повышенный уровень шума – в июле 2021 года его подняли с 2 до 10 МРП. В 2022 году этот штраф увеличился с 29.170 до 30.630 тенге.

Разговор по телефону за рулем (5 МРП) теперь карается штрафом в 15.315 тенге; проезд на красный свет светофора (10 МРП) – в 30.630 тенге; езда по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам (15 МРП) – в 45.945 тенге.

Представление о наказании за наиболее распространенные нарушения можно получить из следующей таблицы:


Вид нарушения Штраф Статья КоАП
Общие обязанности    
Управление ТС водителем, не имеющим при себе водительского удостоверения или временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения на право управления 5 МРП ст. 612 ч. 1
Управление ТС водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев ТС 5 МРП ст. 612 ч. 1
Уклонение от заключения договора обязательного страхования 10 МРП cт. 230 ч. 2
Управление ТС лицом, не имеющим права управления им (кроме учебной езды), а равно управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления соответствующей категорией транспорта 20 МРП ст. 612 ч. 2
Управление ТС водителем, лишенным права управления транспортным средством 50 МРП или адм. арест на 20 суток ст. 612 ч. 3
Опьянение    
1. Управление ТС в состоянии опьянения либо передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения 1. Адм. арест на 15 суток и лишение прав на 7 лет ст. 608 ч. 1
2. Адм. арест на 20 суток и лишение прав на 8 лет 2. Адм. арест на 20 суток и лишение прав на 8 лет ст. 608 ч. 3-1
1. Те же действия, повлекшие причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества 1. Адм. арест на 20 суток и лишение прав на 7 лет ст. 608 ч. 3
2. Повторно в течение года 2. Адм. арест на 25 суток и лишение прав на 9 лет ст. 608 ч. 3-2
Вышеперечисленные действия, совершенные лицами, не имеющими права управления ТС Адм. арест на 20 суток ст. 608 ч. 6
Вышеперечисленные действия, совершенные лицами, не имеющими права управления ТС, к которым административный арест в соответствии с ч. 2 ст. 50 КоАП не применяется (беременные, пенсионеры и т. д.) 200 МРП ст. 608 ч. 8
Аварийная ситуация и ДТП    
Нарушение участником дорожного движения ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения 10 МРП ст. 606 ч. 1
Нарушение водителями ТС установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб 20 МРП или лишение прав на 6 месяцев ст. 610 ч. 1
То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью 40 МРП или лишение прав на 9 месяцев ст. 610 ч. 2
Те же действия, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортными средствами 60 МРП ст. 610 ч. 3
Оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся  50 МРП или лишение прав на 1 год ст. 611 ч. 2
Скорость движения

Превышение скорости на 10–20 км/ч 5 МРП
ст. 592 ч. 1
Превышение скорости на 20–40 км/ч 10 МРП ст. 592 ч. 2
Превышение скорости на 40 км/ч и более 20 МРП ст. 592 ч. 3
Повторное превышение скорости в течение года после наложения административного взыскания 30 МРП ст. 592 ч. 4
Проезд перекрестков, переходов, переездов    
Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика 10 МРП ст. 599 ч. 1
Повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, совершенный в течение года после наложения административного взыскания 15 МРП ст. 599 ч. 2
Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который привел к созданию препятствия (затора) для движения транспортных средств в поперечном направлении Предупреждение или штраф в 3 МРП ст. 594 ч. 1
Невыполнение требований ПДД уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, за исключением водителей ТС, пользующихся преимуществом в движении 10 МРП ст. 600 ч. 1
Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков 15 МРП ст. 594 ч. 2
Непредоставление преимущества в движении ТС оперативных и специальных служб с одновременно включенными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом 7 МРП ст. 598 ч. 1
Пересечение ж/д путей вне железнодорожного переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на ж/д переезде 10 МРП ст. 607 ч. 1
Маневрирование    
Невыполнение требования ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроения, поворота, разворота или остановки 5 МРП ст. 595 ч. 1
Движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены 10 МРП ст. 595 ч. 2
Невыполнение требования ПДД уступить вне перекрестка дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом движения 15 МРП ст. 595 ч. 3
Расположение на дороге    
Движение по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение ПДД 15 МРП ст. 596 ч. 1
Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом Лишение прав на 6 месяцев ст. 596 ч. 3
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на встречную полосу движения, пересечение организованной транспортной или пешеходной колонны либо занятие места в ней 15 МРП ст. 596 ч. 2
Остановка, стоянка    
Нарушение правил остановки или стоянки ТС, кроме случаев, за которые установлена ответственность другими статьями КоАП 5 МРП ст. 597 ч. 1 
Нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, а также остановка или стоянка транспортных средств на клумбах, детской или спортивной площадке 10 МРП ст. 597 ч. 2
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС 10 МРП ст. 597 ч. 3 
Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов 10 МРП ст. 597 ч. 4
Уклонение от уплаты за платную парковку 3 МРП ст. 597 ч. 4-1
Невыполнение требований сотрудников органов внутренних дел

Невыполнение требования сотрудника об остановке транспортного средства 30 МРП ст. 613 ч. 1
Невыполнение требования сотрудника о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения Адм. арест на 15 суток и лишение прав на 8 лет ст. 613 ч. 4
Правила эксплуатации    
Управление транспортным средством, не прошедшим государственный или обязательный технический осмотр 5 МРП ст. 590 ч. 9
Эксплуатация физическими лицами автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы Предупреждение или штраф в 10 МРП ст. 334 ч. 1 
Управление зарегистрированным ТС с нечитаемыми или установленными с нарушением требований стандарта государственными регистрационными номерными знаками 5 МРП ст. 590 ч. 1
Управление ТС без государственных регистрационных номерных знаков или после запрещения его эксплуатации, или не зарегистрированным в установленном порядке 10 МРП ст. 590 ч. 2
Установка на ТС заведомо подложных или поддельных государственных регистрационных номерных знаков 15 МРП ст. 590 ч. 3
Управление ТС с заведомо подложными или поддельными государственными регистрационными номерными знаками 20 МРП или лишение прав на 1 год ст. 590 ч. 4
Управление ТС, не отвечающими требованиям технических регламентов, национальных стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация ТС (тонировка передних боковых стекол, незаконная установка багажника на крышу, установка дополнительных навесных элементов, тюнинг подвески, ходовые огни, если они не предусмотрены, и пр.) 5 МРП ст. 590 ч. 5
Управление ТС, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства 15 МРП ст. 590 ч. 6
Управление ТС, переоборудованными без соответствующего разрешения 15 МРП ст. 590 ч. 7
Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета и световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям допуска ТС к эксплуатации 15 МРП ст. 603 ч. 1
Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и (или) звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) 25 МРП ст. 603 ч. 2
Незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных и специальных служб 25 МРП ст. 603 ч. 3
Прочие нарушения        
Несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов 5 МРП ст. 593 ч. 1
Несоблюдение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами 5 МРП ст. 593 ч. 2
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями КоАП 3 МРП ст. 601 ч. 1
Нарушение водителями ТС правил пользования внешними световыми приборами в светлое время суток и (или) звуковыми сигналами Предупреждение или штраф в 3 МРП ст. 602 ч. 1
Пользование водителем при управлении ТС телефоном либо радиостанцией 5 МРП ст. 591 ч. 1 
Нарушения ПДД пешеходами и прочими участниками движения    
1. Невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований, установленных законодательством Республики Казахстан о дорожном движении 1. 2 МРП ст. 615 ч. 1
2. Повторно в течение года 2. 10 МРП  ст. 615 ч. 3
Те же нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью потерпевшего, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, либо причинившие материальный ущерб 10 МРП ст. 615 ч. 2

07.04.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 979 197
Запчастей
48 045
Шин
34570
Продавцов