Другая Европа: на чем ездят в Португалии
Португалия, официально называемая Португальской Республикой, является самым западным государством континентальной Европы с территорией площадью 92.225 кв.км и населением более 10 миллионов человек. Она расположена в юго-западной части Пиренейского полуострова и занимает примерно 15% его общей площади.
На севере и востоке эта страна граничит с Испанией, на юге и западе омывается Атлантическим океаном, за счет чего представляет собой прибрежный анклав. На этот раз часть редакции bamper.by отправилась в Португалию в отпуск и, помимо необходимого релакса, сумела собрать материал для очередного отчета о жизни автомобилистов в этой стране.
Общие положения
Экономика Португалии сосредоточена на индустриальном и аграрном секторах. Наряду с традиционными отраслями промышленности, такими как текстильная (хлопчатобумажная и шерстяная), швейная и винодельческая, в этой стране производят оливковое масло, рыбные консервы и занимаются обработкой пробковой коры, причем здесь португальцы занимают ведущее место в мире. Помимо этого, для Португалии актуальны черная и цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, а также горнодобывающая, цементная и стеклянно-керамическая промышленность; в сельском хозяйстве преобладает земледелие.
Португалия также занимается судостроением и судоремонтом, станкостроением, производством спецтехники и электротехнического оборудования. А с 1997 года страна стала интенсивно осваивать машиностроение, в том числе выпуск легковых автомобилей. Несмотря на то что в мире «чистокровные» португальские марки практически неизвестны (на то есть причины), ряд местных брендов продолжает функционировать и сегодня. Из них наиболее успешным является Caetano – производитель автобусов, чья деятельность началась еще в 1946 году. Кстати, если вам будет интересно узнать об авторском автопроме Португалии, мы с радостью посвятим этому отдельный материал.
Итак, в конце 1990-х португальцы наладили выпуск комплектующих для популярных автомобилей. Четыре местных производителя – Autosil, Covina, Inapal и Plasfil – обеспечили крупнейшее в стране автосборочное предприятие Auto-Europe пластиковыми деталями, проводкой, кабелями и радиаторами. Чуть позже данный холдинг приступил и к сборке иностранных автомобилей.
На мощностях Auto-Europe в разное время выпускалась продукция таких марок, как Citroёn, Fiat, Peugeot, Rover, Volkswagen. Из других действующих в стране автосборочных предприятий наиболее крупными являются Opel Portugal, Ford Lusitana и упомянутый уже местный бренд, полное название которого звучит как Grupo Salvador Caetano. Вместе с Auto-Europe на долю этих предприятий приходится около 90% собираемых в стране автомобилей.
Авторынок
В Португалии прекрасно развита транспортная инфраструктура. Страну опутывает густая сеть автомагистралей, скоростных и городских дорог общей протяженностью 78,5 тыс. км. При этом многие автодороги являются платными.
Доля туризма в ВВП страны с каждым годом увеличивается, составляя около 5%. Ежегодно страну посещает около 10 млн туристов. Размер минимальной заработной платы в Португалии вырос до 887 EUR/месяц (966,51 USD/месяц) в I квартале 2023 года. Средняя же зарплата составляет 1500-2000 евро, причем востребованными были и остаются инженеры и другие квалифицированные специалисты, поскольку в промышленности сформировался устойчивый рост высокотехнологичного производства. Внутренний рынок соответствующим образом изменяется под потребности населения.
К примеру, за истекший 2022 год в Португалии было продано почти 180 тысяч автомобилей. Любопытно, что, невзирая на близость Испании, марка Seat не является лидером потребительского спроса. Наибольшим доверием в стране пользуется продукция французских производителей, среди которых по продажам лидирует Peugeot (20,8 тыс. авто), а пьедестал почета с ними делят Renault (15,9 тыс.) и Mercedes-Benz (13,3 тыс.).
В первой десятке самых продаваемых в Португалии марок также значатся (в порядке убывания) Citroёn, Toyota, Dacia, BMW, Volkswagen, Ford и Opel, в чем легко убедиться по состоянию автомобильного потока.
Любопытно, что количество зарегистрированных легковых автомобилей в Португалии сегодня составляет более 6 млн единиц. То есть условная семейная пара владеет минимум одной машиной, а более состоятельные люди могут себе позволить сразу несколько авто. А учитывая средиземноморский субтропический климат, при котором даже в январе температура воздуха не падает ниже 5-10 градусов тепла, автопарк здесь настолько пестрый, насколько это возможно.
Тут легко встретить новехонький Porsche Taycan на электротяге, припаркованный рядом с Land Rover Defender первого поколения. Причем оба будут выглядеть так, словно только вчера сошли с конвейера. Все дело в отсутствии губительной для кузовного металла влажности (невзирая на близость океана) и чрезмерно аккуратное отношение владельцев к своим транспортным средствам.
Особенности
Официальная история Португалии начинается с 1139 года. Это значит, что площадь исторической застройки даже в крохотных поселках необычайно обширна. Нередко ехать по узким улочкам Лиссабона на полноразмерном кроссовере бывает страшно: если не проявлять ювелирную аккуратность, стоящие по бокам здания «приласкают» своими шершавыми боками зеркала машины.
По этой причине в крупных городах котируются микролитражки или крохотные «электрички» вроде Fiat 500e или Renault Twizy. С серпантином другая история: навстречу вам могут проноситься как двухместные кабриолеты, так и «заряженные» спорткары вроде того же Taycan. Из «премиума» португальцы особенно любят продукцию марок Jaguar, Land Rover и Porsche.
При этом местное население безропотно приняло переход Европы на зеленую энергию – кругом действительно много электромобилей и машин с гибридными силовыми установками. Ретроавтомобили также встречаются в немалом количестве, причем экоактивисты не протестуют против их вредных выхлопов и яростных звуков, – все гармонично уживаются друг с другом, не оспаривая права на свободу друг друга.
Говоря о ценообразовании на транспортные услуги, скажем так: они, пожалуй, здесь самые доступные. Поездка на такси популярного сервиса Uber редко выйдет дороже 3,5 евро (хотя в Лиссабоне как в столице все цены принято умножать на два). Парковка в мелких городах практически везде бесплатная, но рядом с историческими объектами (если это позволено) обойдется от 0,6 до 1,6 евро в час (речь опять же о столице).
Кстати, при наличии платной парковки момент со временем бронирования машино-места лучше не прозевать: некоторые туристы думают, что речь идет о посуточном использовании паркинга и оставляют там машину на всю ночь, после чего с бледным видом взирают на чеки. Нам самая дорогая парковка обошлась в 48 евро за три часа как раз по этой причине.
Ручная мойка с использованием пылесоса будет стоить автомобилисту 5 евро, а услуга Auto-SPA – 25 евро. Но самым приятным открытием для любителей покрутить «баранку» в Португалии будут цены на арендные автомобили. Так, арендовав Renault Kaptur 2023 года выпуска (1,5-литровый дизель и «механика») в максимальной комплектации, мы заплатили… 200 евро за 17 дней! Поездки на такси за такой период выйдут дороже.
Причем если бы срок эксплуатации был больше, итоговая сумма аренды была бы меньше. Для сравнения: сутки аренды авто в Париже обойдутся туристу в 100 евро, только ездить придется на дешевом VW Polo с минимальным функционалом.
Арендная плата, конечно, не единственная затрата на эксплуатацию автомобиля. Добавим сюда 130 евро за пользование платными дорогами, что, впрочем, тоже гуманно при пробеге 5 тыс. км. Плюс стоимость топлива, куда же без этого. А еще стараемся не превышать скоростной режим, который на трассах составляет 130 км/ч, а в городах – 30-50 км/ч, ведь штрафы за хулиганство в Португалии немаленькие.
10.07.2023