Другая Европа: изучили, на чём ездят в Эстонии
Эстония, или Эстонская Республика, – государство Северной Европы, расположенное на восточном берегу Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. Эстония граничит с Россией, Латвией и имеет морскую границу с Финляндией. Площадь страны составляет 45.227 кв.км, численность населения более одного миллиона трехсот тысяч человек.
Во время очередной рабочей командировки редакция bamper.by побывала в этой стране, чтобы своими глазами увидеть, на чем ездят ее жители, оценить состояние дорог и качество жизни, и теперь спешит поделиться своим отчетом с читателями.
Общие положения
Среди посткоммунистических стран Эстония является одной из самых развитых. По состоянию на 2021 год номинал ВВП на душу населения здесь равен $27.962, или второе место после Словении. А паритет покупательной способности по статистике за тот же период в Эстонии составляет $42.637, перенося страну на третье место после Чехии и Словении.
Средний размер оплаты труда в Эстонии в сентябре 2022 года – 1701 евро, что стало самым высоким показателем среди всех посткоммунистических стран; минимальный размер зарплаты здесь составляет 689 евро. C 1 апреля 2022 года в Эстонии повысился индекс государственной пенсии, в соответствии с которым минимальная ежемесячная сумма народной пенсии (для лиц, не имеющих права на пенсию по старости) составила 275 евро. Также в стране существует три вида пособий и несколько программ социальных услуг и льгот для безработных.
Отметим, что все балтийские страны коммунистического блока и Эстония в частности лидировали в СССР по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Здесь был накоплен обширный инновационный потенциал, были созданы наилучшие стартовые условия для построения рыночной экономики.
К примеру, в советское время в Тарту выпускали автобусы на шасси грузовиков Горьковского автозавода. Однако самым примечательным фактом в плане автомобильного производство являлось даже не это. Так, в 1958 году Таллинский опытный авторемонтный завод выпустил гоночный автомобиль «Эстония-1», что если и не стало отправной точкой в развитии советского автоспорта, то оказало на него сильнейшее влияние. Болиды, выпускавшиеся на ТОАРЗе по 1994 год, принимали участие как в национальных гоночных соревнованиях, так и в международных (Формула-3). В общей сложности тираж гоночных машин марки «Эстония» перевалил за 1200 экземпляров и включал в себя ряд уникальных авторских разработок.
Транспортный поток
Если ехать в Таллин через Вильнюс, по дороге можно увидеть большое количество недорогих экономичных машин вроде гибридов Toyota Prius разных лет выпуска. Это говорит о том, что в Литве созданы условия для эксплуатации электрокаров и гибридных машин, сберегающих бюджет их владельцев. Однако в самой Эстонии прогрессивный зеленый транспорт практически не встретишь. Пожалуй, во всей стране электрозарядных станций наберется меньше, чем, к примеру, в Минске.
В самой эстонской столице машин на удивление немного. Вопреки официальной статистике, это связано с оттоком молодого населения на заработки в другие страны Европы, а также со стоимостью содержания авто и сопутствующих расходов. Это и высокая налоговая нагрузка, и дорогостоящая процедура техосмотра, и непомерные штрафы за, казалось бы, незначительные нарушения. И конечно, немалая стоимость топлива.
Так, езда для «бесправников» (в том числе и с просроченным водительским свидетельством) наказывается взысканием в размере 800-1200 евро (для юрлица – до 3200 евро) и/или арестом; отсутствие регистрации у ТС карается штрафом до 400 евро, езда без регистрационных знаков – до 800 евро. Езда на авто с неисправностями «стоит» до 400 евро (для юрлиц – до 3200 евро), использование самовольно переоборудованного ТС – до 200 евро, проезд на красный сигнал светофора – 200-400 евро с возможным лишением водительских «прав» до 6 месяцев. Такая же мера взыскания применяется при непропуске пешехода и при езде в состоянии алкогольного опьянения (в последнем случае «прав» можно лишиться на год в зависимости от степени опьянения).
Все это напрямую сказывается на манере вождения местных жителей, хотя эстонцы и сами по себе отличаются патологической аккуратностью. Это видно и по отличному состоянию дорог и транспортных средств, которые по этим дорогам ездят. Так называемый час пик в Таллине сравним с панорамой полупустой белорусской столицы в воскресный полдень: транспортный поток немногочисленный и спокойный, все едут аккуратно, никто не «жестит» за рулем дорогой машины, требуя уступить ему путь.
При этом дорогие авто в Таллине встречаются, хотя количество таких машин можно разделить в процентном соотношении 20 к 80. Среди эстонского «премиума» близость к Центральной Европе определяется высокой долей продукции Porsche, Jaguar и Land Rover, «обитающих» в основном в центре столицы.
Оказавшись на окраине Таллина или в его пригороде, то есть вдали от пафосных хай-тековских бизнес-центров, умело вписанных в исторические улицы, мы попадаем в условные Барановичи с нарочитым колоритом постсоветского городского поселка, улицы которого изобилуют представителями старой школы автомобилестроения – моделей Renault, Peugeot, Citroёn, Toyota, популярных еще в конце прошлого века.
К слову, состояние этих авто не в пример лучше тех, что доживают своей век на нашей периферии. Эстонцы искренне заботятся о своих транспортных средствах, ведь на то есть весомые причины – штрафы за неправильную их эксплуатацию действительно высоки. Но если считать автомобиль своеобразным маркером достатка, понимаешь, что доходы большей части населения не позволяют ездить на более престижных и дорогих авто.
Пожалуй, единственным компромиссным решением между престижем, пользовательским комфортом и практичностью для среднего класса является Toyota RAV4 – этих машин в балтийских странах не в пример больше, чем в Беларуси и даже России (особенно гибридных версий данной модели). Этот автомобиль является редким примером выгодной эксплуатации ТС «в долгую», поэтому ценится даже состоятельными людьми, не привыкшими переплачивать за внешний лоск и престиж.
Еще одним значимым моментом, накладывающим ограничения при владении личным транспортом, являются платные таллинские парковки. В столице Эстонии к настоящему моменту не осталось ни одного бесплатного клочка асфальта. Причем цены на некоторых парковках действительно высокие, а оплата почасовая. Если вы думаете, что получится заехать в какой-нибудь тихий двор и там оставить авто, чтобы спокойно прогуляться, обозревая достопримечательности, мы вам скажем, что вполне обыденный трюк для Минска, Москвы, Санкт-Петербурга или любого другого крупного города в Беларуси и России в Таллине провернуть не удастся.
Здесь все парковочные места платные, а заезд на бесхозный асфальт в жилых дворах либо перекрыт, либо запрещен. Этот момент важно учитывать, если вам будет не жалко отдать пару сотен евро за суточный простой вашего авто где-нибудь рядом с домом. Тем, кто планирует переезд или долгосрочный отдых в Таллине, лучше озаботиться поиском жилья с парковкой, чтобы позже не иметь бледный вид из-за непредвиденных расходов.
***
В остальном автомобильный поток Таллина не слишком отличается от минского и питерского. Молодежь здесь пытается впечатлить противоположный пол старыми BMW с прямоточным выхлопом, а безусловным показателем статуса является Porsche. Разве что натовской спецтехники на улицах многовато – в основном это военные модификации Land Rover Defender, фотографировать которые запрещено. Для справки: в НАТО Эстония входит с марта 2004 года. Но, невзирая ни на это, ни на членство в Евросоюзе, создается устойчивое впечатление, что для большинства населения собственное транспортное средство именно роскошь, а не средство передвижения.
01.06.2023