Часы в авто и в нашей жизни

Часы сопровождают нас повсюду, отсчитывая радостные и горестные моменты нашей стремительно бегущей жизни. Кто-то рассматривает их как изящный аксессуар и неотъемлемую часть своего образа, кто-то доверяет им отслеживать свою физическую активность и мониторить показатели здоровья, а для кого-то часы – мини-компьютер на запястье, который может получать уведомления с телефона, воспроизводить музыку, совершать звонки, оплачивать покупки и многое другое. А часы в автомобиле? Что они для автопроизводителя?

Часы в авто и в нашей жизни

Давайте абстрагируемся от светящейся электронной точки на приборной панели рядового авто и углубимся в мир часовых шедевров, где инженерное совершенство хронометража встречается с эксклюзивным дизайном люксовых автомобильных брендов.

Сама возможность интеграции механических часов в автомобиль подразумевает преодоление разработчиками многочисленных технологических вызовов.

Во-первых, борьба с вибрацией и перегрузками, вызванными дорожными неровностями, экстремальными ускорениями гиперкаров, была выиграна благодаря уникальным техническим решениям. Часы крепятся не просто к пластику торпедо, а через сложные металлические кронштейны с виброизоляцией, часто интегрированные в силовую структуру панели.

Используются усиленные оси баланса, специальные сплавы для пружин и шестерен (часто из авиакосмоса), устойчивые к деформации под нагрузкой. Применяются специальные высокотемпературные, высокоадгезивные смазки, не стекающие и не теряющие свойств при вибрации и экстремальных перепадах (например, в подшипниках турбийона Parmigiani). Некоторые компании, например Rolls-Royce, используют спутниковую коррекцию – инженерное признание, что чистая механика в автосреде не гарантирует долговременную точность.

Во-вторых, проблема термодинамики, когда запаркованная на солнце машина, работа климат-контроля, тепло от электроники и двигателя служат значительными градиентами температур внутри салона, что влияет на геометрию деталей и свойства смазки. Для решения проблемы применяются термостабильные материалы: титан (низкий КТР), керамика, карбон TPT/форджд, специальные сплавы в корпусах и механизмах, а также продуманная вентиляция зоны крепления часов. На «продвинутом» уровне, в самых эксклюзивных калибрах могут применяться смазки, чья вязкость менее чувствительна к температурному диапазону эксплуатации салона (-20°C до +70°C и выше).

В-третьих, вопрос эргономики и безопасности, так как часы на торпедо – это потенциальная угроза при аварии, источник бликов, отвлекающий фактор. Инженерные решения подразумевают анализ зон деформации: часы и их крепления моделируются в CAE на предмет поведения при краш-тестах. Их размещают в зонах, минимально подверженных деформации или вдали от подушек безопасности. Используются салфировые стекла с многослойным AR-покрытием (как в лучших наручных часах) для минимизации отражений на лобовое стекло. Для снижения риска травм применяется утопленный в панели монтаж и обтекаемая форма корпуса без острых углов. Крепление рассчитано на удержание даже при сильном ударе. «Стелс-режим» для автомобильных часов – это не просто фишка, а инженерный ответ на отвлекающий фактор. Нажал кнопку – циферблат затемнен, стрелки убраны. Чистая фокусировка на дороге.

В-четвертых, истинная интеграция – это общие материалы и технологии производства, технология совпадения не только по виду, но и по структуре и свойствам. Используются аддитивные технологии (3D-печать): часы изготавливаются на том же оборудовании, из тех же аэрокосмических сплавов, что и узлы шасси автомобиля. AI-оптимизация формы под нагрузку – тоже общий принцип для машины и часов. Финишные операции, такие, как сатинирование титана, полировка стали, анодирование алюминия, на корпусах часов выполняются в той же системе контроля качества и с тем же стандартом, что и на видимых элементах интерьера/экстерьера авто.

И наконец, проблема установки хрупкого, дорогого механического изделия ручной работы на конвейере массового (или мелкосерийного) производства. Решается использованием «модульного» подхода: часы часто собираются и калибруются у часового партнера, поставляются как готовый, защищенный модуль (Bentley/Breitling, Rolls-Royce). Установка на авто – финальный акт, требующий ювелирной точности и чистоты (для этого есть специальные зоны на сборочной линии). В эксклюзивных проектах часы создаются после завершения интерьера под конкретный оттенок кожи, дерева, металла, что невозможно на потоке. На время монтажа других узлов на часы надеваются защитные кожухи (руля, панели, проводки), чтобы избежать повреждений пылью или инструментом. Для часов с подсветкой или «стелс-режимом» разрабатываются специальные разъемы и защищенные жгуты, интегрируемые в общую электрическую архитектуру авто.

Любой из «часовых чемпионов», о которых речь пойдет ниже, – это концентрированное выражение инженерной философии бренда, демонстрация мастерства работы с материалами, победа над враждебной для точной механики средой автомобиля. Это мост между микроинженерией часового дела и макроинженерией автомобилестроения.

Бентли. Чистое искусство, настоящий драйв

Одним из самых впечатляющих и сложных примеров сотрудничества в этой сфере, объединяющих лучшие традиции часового и автомобильного искусства, является эксклюзивный турбийон Breitling Mulliner, выпущенный компанией Breitling специально для модели Bentley Continental GT, Flying Spur (Mulliner Specification).

Напомним, что турбийон – это самая сложная и престижная компенсационная система в механических часах, борющаяся с гравитацией для повышения точности. Работа часового механизма Breitling Mulliner видна через сапфировое стекло на циферблате, и это поистине гипнотизирующее зрелище. Циферблат повторяет знаменитую «алмазную» решетку радиатора Bentley, стрелки и шрифты копируют приборную панель. Материалы – кожа и металл – идеально сочетаются с интерьером авто. Интересно, что что эти часы в корпусе из платины или белого золота можно снять с торпедо и носить как карманные (идут в комплекте с цепочкой) или наручные (кожаный ремешок прилагается).

Стоимость только часов этой модели превышает $150,000.

Ferrari. Источник вдохновения и 12 цилиндров

Часы Hublot MP-05 «LaFerrari» созданы как дань уважения гибридному гиперкару Ferrari LaFerrari, выпускавшемуся в 2013–2016 годах. Это не просто аксессуар, а технический шедевр, воплощающий ДНК автомобиля в часовом искусстве.

Механизм Hublot MP-05 «LaFerrari» – своего рода инженерное чудо. Они имеют рекордный для турбийона запас хода 50 дней и рекордное для марки Hublot количество деталей – 637.

Дизайн Hublot MP-05 «LaFerrari» напрямую вдохновлен двигателем V12 AMG Huayra – мосты напоминают распредвалы, турбины, элементы топливной системы. Используются те же материалы, что и в авто: карбон, титан, авиационный алюминий, кожа. Скелетонизированный циферблат напоминает открытый двигатель и демонстрирует механизм часов подобно прозрачному капоту LaFerrari. Вращающаяся каретка турбийона имитирует работу двигателя V12. Часы имеют 11 барабанов вместо одной пружины по аналогии с топливными баками авто. Кроме всего прочего, Hublot MP-05 «LaFerrari» поставлялись с футляром-стойкой в виде сервисной тележки Ferrari.

Эти часы — редкий пример симбиоза авто- и часового дизайна, где каждая деталь функциональна и эстетически связана с гиперкаром. Для коллекционеров они стали культовым артефактом.

Если это сравнимо, то это не Bugatti

В моделях Bugatti Chiron и Divo установлен эксклюзивный механический хронограф часового бренда Parmigiani Fleurier, такой же уникальный, как и сами авто Bugatti. Мишель Пармиджиани, основатель Parmigiani Fleurier, так характеризует эстетику своих творений: «Когда люди смотрят на изгибы моих часов, они видят кривую Фибоначчи. Для меня эстетика – это математика. Но математическая гармония присуща и всем творениям природы».

Дизайн этих автомобильных часов вдохновлен ключом зажигания Chiron, турбиной и радиаторной решеткой. Форма корпуса уникальна, он выполнен из алюминия, анодированного в цвет интерьера (например, синий Chiron Divo). Используются голубые акценты, как на спидометре. Циферблат часов ориентирован к водителю, а не вертикально или к пассажиру, как обычно, что потребовало уникальной конструкции механизма и крепления. Как и все часы марки Parmigiani Fleurier, автомобильный экземпляр также отличает высочайший уровень ручной отделки механизма.

По аналогии с Bentley, часы можно извлечь и превратить в карманные с цепочкой или наручные с ремешком, изготовленным из кожи интерьера авто.

Rolls-Royce. Больше, чем автомобиль

В 2021 году компания Rolls-Royce представила уникальный концепт – роскошный кабриолет Rolls-Royce Boat Tail, предметом интерьера которого стали изящные часы бренда Bovet, изготовленные по специальному заказу одного из коллекционеров Rolls-Royce. Парные часы, разработанные индивидуально для самого заказчика и его супруги, благодаря запатентованной часовым брендом системе Amadeo легко превращаются из наручных в карманные или часы-кулон, настольные часы и часы-статуэтку для приборной панели автомобиля.

Разработка инженерного решения и дизайна велась параллельно с созданием самого Rolls-Royce Boat Tail. Механические Bovet с турбийоном успешно выдержали серию испытаний на надежность, устойчивость к вибрации автомобиля, безопасность, а также многочисленные краш-тесты.

Представляя свое детище, создатели часов Bovet для Rolls-Royce Boat Tail подчеркивали, что еще никогда между часами и автомобилем не было такой связи. Состоящий из 51 элемента корпус часов размером 44 мм выполнен из 18-каратного белого золота и украшен инкрустацией, сделанной вручную в ремесленной мастерской Bovet из черного дерева Caleidolegno, которое использовалось в оформлении салона Boat Tail. На создание этой уникальной пары ушло более 3 000 часов работы, включая инженерное проектирование, дизайн, маркетри, а также выполнение миниатюрных изображений автомобиля на обратной стороне корпуса. Они подробно детализированы и покрыты лаком, соответствующим цвету элементов авто: колес, дверных ручек, зеркал и др.

Rolls-Royce Boat Tail, произведенный в количестве трех экземпляров, полностью персонализированных под клиентов, и сейчас остается одним из самых дорогих автомобилей в мире – его стоимость составляет 28 миллионов долларов.

Рассмотренные нами примеры наглядно показывают, как далеко зашли автопроизводители и часовые бренды в стремлении создать уникальные, технологичные и невероятно красивые элементы интерьера, которые сами по себе являются предметом искусства и инженерной мысли одновременно. И это лишь малая часть шедевров часовой и автомобильной мысли, так что продолжение следует…

20.06.2025

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 904 344
Запчастей
47 948
Шин
37365
Продавцов