Автомобиль против бордюра – кто победит
Тротуары и обочины, заставленные автомобилями, – обыкновенная ситуация для городских улиц. Все-таки большая часть городов Беларуси и России возводилась в позапрошлом веке, а то и раньше, когда из транспортных средств существовал разве что конный извоз, а о будущей технологической революции никто и не подозревал. Современная застройка, конечно, учитывает глубокую автомобилизацию жителей, но места всё равно не хватает.
Из-за этого соблюдать правила парковки получается не всегда и не у всех. Любимым трюком автомобилистов, не нашедших парковочного места, является заезд одним колесом (но технически всё же двумя) на пешеходную или зеленую зону, огороженную высоким бордюром. Решение это спорное, так как мешает другим городским обитателям, да и штраф за него полагается. Кроме того, ни один современный автомобиль ни за что не «подружится» с бордюром, и вот почему…
Обустройство дороги
Начнем с главного – с закона. По ПДД бордюр является частью вертикальной дорожной разметки, отделяющей проезжую часть улиц от непроезжей. Заезд на него колесом само по себе еще не преступление, однако стоянка на тротуаре по Правилам дорожного движения категорически запрещена как в Беларуси, так и в России (за исключением мест с разрешающим такого рода действия знаком). Нарушение правил остановки или стоянки карается штрафом: в РБ в размере одной базовой величины – 37 BYN, в РФ – 1500 RUB и 3000 RUB для Москвы и Санкт-Петербурга.
Отдельные участки дорог, где не допускается остановка/стоянка, имеют соответствующе окрашенные бордюры, дублирующие информацию запрещающих знаков. Остановиться в таком месте, пусть и ненадолго, – значит лишиться транспортного средства (пусть и на время), которое сотрудники ГАИ могут принудительно эвакуировать на штрафстоянку.
Не самой приятной ситуацией будет и стоянка среди зеленых насаждений. В ПДД об этом конкретно ничего не говорится, зато Административный кодекс расценит такое действие как порчу муниципального имущества, что гарантированно повлечет за собой штраф. Впрочем, и в Правилах дорожного движения парковка авто в не отведенных для этого местах может попадать в обширную категорию «иных правонарушений», также караемых штрафом в зависимости от их характера.
Высокая преграда
Помимо основного назначения бордюров в обустройстве проезжей части, кое-что следует знать об их свойствах. Технически этот бордюрный камень имеет стандартную высоту 300 мм, из которых в землю закапывают меньшую часть (140 мм). Остальные 160 мм выступают наружу, формируя разделительный барьер между дорогой и тротуаром/газоном. Думаем, каждый автомобилист знает клиренс своего авто и понимает, что бордюр окажется по зубам лишь машинам с действительно высоким дорожным просветом.
Среди «бюджетников» самым популярным стандартом является клиренс 150 мм, а у многих премиальных седанов он и того меньше – 130 мм. Это говорит о том, что внезапная попытка штурма столь высокого препятствия закончится перекраской, если не заменой бампера.
Впрочем, дорожный просвет можно увеличить. Предположим, клиренс в вашем авто в соответствии с заводскими или пользовательскими настройками составляет внушительные 170-180 мм, а то и все 200 мм. В этом случае маневр, при котором одна сторона авто окажется на бордюре, а вторая останется на дороге, вам удастся. Но радоваться этому не следует.
При наезде одним колесом на бордюр кузов авто окажется перекошен. Нагрузка будет концентрироваться в одной точке, а именно в чашке передней подвески, на опорном подшипнике. Затем она распределится по кузову, что вызовет в нем внутренние напряжения. Это испытание на прочность может быть особенно критичным для изрядно потрепанных временем возрастных машин – некоторые элементы каркаса выстоять в схватке с бордюром окажутся неспособны. Как минимум двери в таких авто открыть может быть трудно.
Сам по себе силовой каркас кузова вряд ли погнется, но лобовое стекло из-за искривленной геометрии соответствующего проема может пострадать. Свой запас прочности, конечно, есть и у него, но выдержать чрезмерную нагрузку способен лишь абсолютно целый элемент. В ослабленном мелкими повреждениями стекле риск развития трещин невероятно велик: даже мелкие сколы могут стать причиной того, что «лобовик» треснет до самого края на ваших глазах.
Перегрузка подвески
При боковом перекосе автомобиля возникает неравномерная нагрузка на элементы трансмиссии. Пружины сильно сжимаются, на резинометаллических шарнирах появляется сдавливающая их сила. В таком положении резина быстро «устает», из-за чего меняется ее структура; в самом материале появляется внутренняя деформация, вызывающая повреждения.
В возрастных машинах, как правило, элементы подвески работают на износ. Ничто так не разрушает резиновые уплотнители сайлент-блоков, как долговременная концентрированная нагрузка. В этом случае в них появляются люфты, четкость управления снижается.
Не менее опасна долгая нагрузка и для пружин, находящихся в сжатом состоянии: металл при нагрузках способен менять исходную форму. Именно поэтому при длительной консервации автомобили вывешивают на деревянных брусках, которые позволяют разгрузить пружины или рессоры и вывесить колеса без нагрузки.
23.08.2023