Аналоговый кассетник и дворники на фарах

«Пластмассовый мир победил!» – пел когда-то омский рок-музыкант Егор Летов, и мы вынуждены с ним согласиться. Несмотря на юный возраст bamper.by, отдельные его представители могут похвастаться тем, что являлись современниками не только автора цитируемых строк, но и эпохи заката по-честному сделанных автомобилей (кое у кого в гараже до сих пор пылятся артефакты того времени).

Аналоговый кассетник и дворники на фарах

При этом наш портал никоим образом не против прогресса, но все же признает, что современные высокотехнологичные авто разных марок с каждым годом все больше становятся похожими друг на друга. На их фоне мы хотим вспомнить ряд отживших свое опций, определявших ностальгический облик автомобилей прошлого.

Кузовная форточка

По треугольным кускам стекла, поворачивавшимся на скрипящих шарнирах в углах передних стоек машины, легко было определить, что ты находишься внутри отцовской «копейки» или дедовского «москвича». На самом деле такие штуки были обязательным атрибутом продукции не только советского легкового автопрома, но также большинства американских и европейских моделей вплоть до 70-х годов ХХ века.

Этот девайс был конструктивно простым заменителем кондиционера, первые образцы которого появились в авто лишь в конце 30-х. Поскольку такие системы отличались весьма высокой ценой, их устанавливали только в топовых версиях премиальных моделей, например в Packard 160, Cadillac Series 75 Imperial Sedan, Chrysler Imperial. Владельцам всех остальных авто предлагалось пользоваться треугольной форточкой, которая распахивалась по нажатию кнопки и за несколько минут могла проветрить салон.

Особую любовь к таким форточкам питали курящие автомобилисты, из-за чего в салоне их машин царил «особый» микроклимат. Впрочем, с запотеванием стекол шарнирная форточка тоже отлично справлялась. А вот с проникновением внутрь воров – нет, вылетая от сильного удара на раз. Но это уже другая история. Как ни странно, полностью себя изжила эта функция достаточно поздно, в 1996 году, применяясь в таких моделях, как фургон Chevrolet серии G, Ford Bronco и F-150, а также Dodge Ram.

Аналоговые часы

Как показывает практика, наслаждаться мерным тиканьем механических часов можно не только в домашних условиях.

Внушительных размеров циферблат красовался на приборной доске и в «Победе» ГАЗ М20, и в «Волге» с первой модели по третью. На первый взгляд это слегка удивляло – человек, нашедший возможность в то время купить подобный автомобиль, в часах явно не нуждался. Но разработчикам нужно было чем-то заполнить звенящую пустотой поверхность торпедо, да и уюта мерно тикающий «будильник» автомобилю добавлял.

К слову, этим штрихом в оформлении интерьера своих авто не гнушались многие бренды. Аналоговые часы применялись в различных моделях Buick, Chevrolet и Chrysler 50-х годов выпуска, а также в массовом сегменте Volkswagen и Volvo. Так, вместе со штатной вазочкой для цветов и бамбуковой полочкой круглый циферблат часов на приборке VW Kafer (по-народному «жука») давал понять, что вы скорее находитесь на кухне своей бабушки, нежели за рулем транспортного средства.

Впрочем, некоторые люксовые производители сделали аналоговые часы одной из особенностей своих машин. В автомобилях семейства Lincoln Town Car, чей салон оформлялся панелями из дорогих пород дерева и кожей, до конца 80-х на приборной панели красовались аналоговые часы Cartier, что само по себе могло служить поводом для гордости. Теперь вся эта роскошь доступна разве что коллекционерам.

Двойной обод руля

Несмотря на то что гидроусилитель руля появился уже в 1925 году в модели Pierce-Arrow Roadster, его массовое применение началось только после Второй мировой войны. До этого рулевой обод в машинах американской инженерной школы делали максимально широкого радиуса, чтобы водителю было легче повернуть колеса. В конце 40-х – начале 50-х автодизайнеры оставили диаметр руля практически без изменений, но сделали обод тоньше, изящества ради разместив внутри него еще один, поменьше. Решение получилось не только стильным, но и рациональным.

Дело в том, что в автомобилях типа Cadillac Series 62, Plymouth Spesial Deluxe, Pontiac Chieftain, Buick Roadmaster, а также в частично перелицованных с этих «американок» советских моделях ГАЗ М20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка» сигнальная кнопка имела очень неудобное расположение. Чтобы подать звуковой сигнал, водителю приходилось убирать руку с руля, что отвлекало его от управления транспортным средством.

Ради повышения безопасности движения был придуман такой нехитрый конструктивный ход, когда специальное кольцо внутри рулевого колеса связывали с сигнальной системой. Подать сигнал можно было одним лишь нажатием пальца. Но в любом случае факт остается фактом: рулевое колесо с двойным ободом выглядело необычайно эффектно.

Панорамные стекла

Еще один неотъемлемый элемент дизайна, который позже назовут «американским барокко». Каноничным представителем здесь считают Plymouth Fury 1957 года выпуска, больше известный как автомобиль-убийца из экранизированного романа «Кристина». При взгляде на эту ярко-алую красавицу внимание в первую очередь привлекает широкое лобовое стекло, загнутое до самых передних стоек. Благодаря технологии флоат-процесса, изобретенной в 1952 году, автодизайнеры всего мира стали получать цельногнутые панорамные стекла любых размеров и форм, в которых только могла отразиться их фантазия.

Это в наши дни полуголые модели позируют для календарей на фоне мускулистых суперкаров. В конце же 50-х годов прошлого века, когда космическая гонка двух сверхдержав была в полном разгаре, иконой стиля считался сверхзвуковой истребитель, способный в кратчайшие сроки переносить экипаж на огромные расстояния.

По этой причине кормовые фонари автомобилей стали похожи на сопла реактивных двигателей, а остеклению кабин отводилась площадь даже больше необходимого. Во многих выставочных концепт-карах того времени дизайнеры вовсе отказывались от железной крыши в пользу стеклянного «фонаря», что превращало автомобильную кабину в некое подобие авиационной. Возможно, сейчас такие попытки приблизить будущее кажутся наивными, но машины с плакатов прошлого не растеряли своей убедительности и выглядят готовыми доставить владельца на околоземную орбиту за четверть часа.

Глухие колесные арки

Еще один эффектный дизайнерский элемент, перекочевавший с выставочных подиумов в массовый сегмент. Руководители таких компаний, как Cadillac или Buick, пришли к выводу, что без частично закрытых корпусом задних колес стиль «американского барокко» будет неполным. Что ж, на полноразмерных седанах это действительно выглядело впечатляюще. Но назвать такое решение практичным не получалось даже с натяжкой.

Одно дело круглый год рассекать на авто с закрытыми наглухо колесами по опаленному солнцем хайвею, другое – эксплуатировать его зимой в стране с менее благоприятным климатом. Шведские инженеры, с нуля изобретавшие свой первый автомобиль Saab 92, сделали прототип с глухими арками на всех колесах. Их стремление было благим – сохранить низкий коэффициент лобового сопротивления. Вот только о вечно забитых снегом колесах в тот момент никто не подумал.

Иными словами, автомобиль в таком кузове для комфортной эксплуатации подходил жителю не каждой страны. Но это не стало причиной для полного отказа от использования подобного хода. Дизайнеры различных брендов время от времени удивляли общественность футуристичными концептами, в облике которых глухие арки играли важную роль. После столь громких премьер какой-нибудь бренд (как правило, японский) отваживался на серийный выпуск похожей модели. Кстати, последний серийный автомобиль, который мог похвастаться таким элементом во внешности, перестали выпускать относительно недавно, в 2006 году. Это была Honda Insight.

Дворники на фарах

Пожалуй, настоящий вау-эффект в 90-х производила редкая функция очистки фар крошечными дворниками, которая предлагалась в топовых комплектациях редких и часто дорогих моделей авто. Даже сейчас просмотр тематического видео вызывает поистине ребяческий восторг, перенося в те дни, когда владелец стоявшего в городском дворе Mercedes-Benz W140, будучи в благостном расположении духа, демонстрировал детворе, как оптику шустро протирают уменьшенные копии очистителей лобового стекла.

Столь сложная и недолговечная опция применялась в таких автомобилях, как Saab 99, Volvo 240, Volvo S60, BMW E23, Nissan Patrol, Oldsmobile Aurora, – список далеко не полный, хотя и назвать его большим вряд ли удастся. Как уже говорилось, механизм очистки фар часто ломался и требовал тщательного обслуживания, поэтому не пользовался большим спросом даже у обеспеченных автомобилистов.

Кроме того, мода на эту фишку прошла после массовой замены стеклянных фар пластиковыми плафонами. На них использование дворников равносильно смерти – любой механический контакт оставляет на пластике царапины, что приводит к потере прозрачности. А жаль, ведь крохотные стеклоочистители для оптики выглядели в самом деле душевно.

Зеркала на капоте

Такие зеркала заднего вида трудно назвать практичными, но выглядят они по крайней мере необычно. Подобное размещение наружных зеркал было характерно в основном для классических японских авто из-за условий местного законодательства, которые были упразднены в середине 80-х годов прошлого века. Вскоре после этого японский автопром принялся с удовольствием подражать всему остальному миру, массово устанавливая наружные зеркала в привычные нам дверные ниши.

Но время от времени все же выпускали модели с альтернативным расположением зеркал. Особенно капотные зеркала полюбились таксистам. Последнее легковое транспортное средство, сошедшее с конвейера и оснащенное зеркалами заднего вида на капоте, как раз представляло собой такси. Это Toyota Crown Comfort 2017 года выпуска.

Сегодня зеркалами с таким необычным расположением отличаются разве что громадные семирядные Land Cruiser, где в дополнение к штатным «гляделкам» на капот для лучшей обзорности дополнительно устанавливают одно (реже два) зеркало. Но это, скорее всего, является авторским тюнингом владельцев.

Кассетный магнитофон

Первые кассетные автомагнитолы появились в 1965 году, прервав длительную монополию радиоприемников на акустическое оформление поездки. Нет, существовали еще портативные виниловые проигрыватели, но встретить их можно было разве что в лимузинах.

Большая часть аудитории нашего портала наверняка застала времена популярности компакт-кассет, когда небольшой кусочек пластика, заполненный магнитной лентой, вставлялся в проигрыватель, и после характерного шипения он связывал слушателя со всем остальным миром, воспроизводя звучавшие везде треки: рекламный слоган «The Best From The West» появился как раз на этой волне. А теперь вспомним щелчки крупно выпирающих клавиш портативного кассетника и получим мощный прилив ностальгии. Воистину, было время…

***

В данном обзоре мы постарались представить все самое теплое и атмосферное, до чего дотянулась память. Многое из того, о чем было рассказано, безвозвратно покинуло автомобильный мир, и, наверное, не зря. Но если наличие круглого циферблата в салоне авто вдруг вызвало у вас щемящее чувство ностальгии, китайские подмастерья с радостью предложат вам ворох поддельных самоклеящихся часов, которые можно прикрепить куда угодно. Вот только в вашем современном автомобиле они будут так же уместны, как пресловутое седло на корове.

10.04.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 498 225
Запчастей
33 359
Шин
29816
Продавцов