Особенности ПДД разных стран: а как в Литве

Давайте немного отвлечемся от злободневной повестки дня и вспомним то недалекое (а было ли оно вообще?) время, когда не существовало COVID-угрозы, а самыми жесткими нарушениями на границах соседних с РБ стран были туристы без паспортов или с просроченными визами. Редакция bamper.by очень надеется, что случившееся геополитическое происшествие окажется временным, границы однажды откроются и мы снова будем путешествовать по миру.

Особенности ПДД разных стран: а как в Литве

А чтобы не забывать особенности ПДД и соответствующее законодательство различных стран, мы начинаем серию тематических материалов, первый из которых будет посвящен Литве.

Общие положения

Протяженность дорог общего пользования в Литве составляет 21,3 тыс. км, более половины дорог имеет твердое покрытие. Водители легковых автомобилей могут совершенно бесплатно пользоваться абсолютно всеми дорогами, плата за проезд предусмотрена лишь для автобусов и грузового транспорта. При этом стоит отметить, что к числу последних в этой стране относятся транспортные средства категории N1 и M2.

Для справки: в категорию N1 входят небольшие фургоны и пикапы, такие как Peugeot Boxer или Nissan Navara, в категорию М2 – микроавтобусы вместимостью более 8 мест (Mercedes Sprinter). Такой транспорт обязан иметь действующую виньетку.

Стоимость виньетки (EUR) для транспортных средств категории N1 и М2 по состоянию на 2021 год составляла: однодневного действия – 6 евро, на 7 дней – 14, на один месяц – 28, на один год – 304 евро.

Бумажную виньетку можно купить на бензозаправочных станциях Statoil, Lukoil, Baltic Petroleum, ORLEN Lietuva, EMSI, а также в пограничных пунктах и других местах, отмеченных специальным знаком.

Дороги, по которым запрещён проезд без такой виньетки, отмечены знаком «Платная дорога». Штраф за отсутствие виньетки для указанных категорий транспортных средств составляет от 170 до 350 евро.

Стоимость бензина АИ-95 по состоянию на текущий момент – 1,479 евро (по сравнению с предыдущим месяцем она увеличилась на 1,37%). Литр АИ-98 – 1,634 евро (рост на 4.88%). Литр дизеля оценивается в 1,419 (рост 3.65 %), литр газа (LPG) – 0,673 евро. При этом Литва использует обширную сеть газовых АЗС (более 840 станций), так что у адептов «голубого» топлива проблем с заправкой не будет.

Тенденции местного авторынка

По количеству автомобилей, проданных в новыми или б/у, Литва лидирует пятый год подряд среди балтийских стран. По итогам 2021 года на местном авторынке было реализовано около 33 тысяч единиц новых авто, что ввиду различных экономических причин на 15,2% меньше аналогичного показателя 2020 года (тогда в Литве было продано 38.820 авто). Наибольшим спросом среди литовских водителей пользуются марки Toyota, Volkswagen, Skoda и BMW.

Что касается б/у автомобилей, то начиная с 2018 года в Литве продолжают обновляться рекорды, когда-либо зафиксированные ранее. Если в 2009 году машину в личное пользование покупал каждый 11-й литовец, то в 2018-м – уже каждый 6-й.

Так, за один только указанный год в Литву для постоянной регистрации было завезено в два раза больше автомобилей, чем в Латвию и Эстонию, вместе взятые. Количество таких сделок увеличилось на одну десятую и достигло более 160 тысяч.

Регистрация новых автомобилей повлияла на среднюю цену подержанного авто. В 2018 году она выросла на 15%, увеличив минимальный ценовой порог до 4200 евро. Наиболее популярными марками подержанных авто у литовцев были и остаются Volkswagen, BMW, Opel, Audi и Toyota.

Любопытно, что 72% ввезенной в страну «бэушки», как это обычно бывает с европейскими авто, работало на дизельном топливе, хотя новый стандарт WLTP вступил в силу осенью того же года и со временем существенно изменил качество автомобильного рынка Литвы.

В настоящее время в стране зафиксирован другой тренд – увеличение продаж электромобилей. Так, в ноябре 2021-го жители Литвы приобрели 145 электрокаров, что примерно в 3,5 раза больше показателя предыдущего года (43 шт.).

Для справки: аббревиатура WLTP переводится как «всемирно согласованная процедура испытаний на соответствие транспортных средств определенным стандартам топливной эффективности и экологичности». Этот стандарт является единым для всех категорий автомобилей: бензиновых, дизельных, гибридных и электрических.

Суть его в том, чтобы полагаться не только на лабораторные данные замеров эффективности и экологичности, которые зачастую нереалистичны, но и на результат процедуры реальных испытаний. Как утверждают разработчики, WLTP – это первые в мире официальные испытания топливной экономичности и вредных выбросов, проведенные в реальных «полевых» условиях.

Въезд в страну

Литва является одой из стран Шенгенского соглашения, поэтому для въезда туда понадобится виза. Также обязательно следует оформить медицинские страховки на всех путешественников, а для автомобиля придется купить международный страховой полис.

Кроме того, литовские пограничники могут потребовать у автотуристов предъявить диагностическую карту автомобиля. Но в Беларуси этот документ появляется в основном у машин старше трех лет. Если вы едете на более свежем автомобиле, нужно пройти внеплановый техосмотр и получить документ. Причем сделать это надо до начала процедуры перехода границы: карту смотрят уже после проставления штампа о въезде в Литву и, если ее нет, отправляют обратно со штампом о выезде. Для обладателей однократной визы это равносильно концу путешествия.

Диагностическую карту могут потребовать и внутри страны, так как сотрудники полиции имеют право проверять техническую исправность автомобиля прямо на дороге. В связи с этим важно также иметь в машине аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и светоотражающий жилет.

Парковки

Парковочные места в крупных городах Литвы почти повсеместно платные. Отчасти это сделано для того, чтобы уменьшить количество автомобилей на дорогах, снизить уровень шума и вредных выбросов, производимых ими. К примеру, городское управление Вильнюса давно выразило обеспокоенность тем фактом, что количество автомобилей на улицах столицы постоянно растет и к 2021 году сравняется с количеством его жителей (около 290 тысяч).

В том же Вильнюсе парковки разделены на четыре цветные зоны: зеленую, желтую, красную и синюю. Тарификация в них разная и зависит от расположения паркинга, а также от времени действия. К примеру, синяя зона активна с восьми утра до полуночи, а зеленая – только до шести часов вечера.

Любопытно, что оплата синей зоны, самой дорогой, позволяет парковаться и во всех остальных, тогда как пользователи зеленой зоны могут использовать только места соответствующего цвета. Парковки оплачиваются мелкими монетами через паркоматы.

Особенности местных ПДД

Дорожной полиции в Литве не так много, без должного повода она не останавливает. Но есть ряд правил, несоблюдение которых привлечет ее внимание, поэтому выполнять их нужно безукоризненно. Среди них особо отметить стоит несколько:

• ближний свет или дневные ходовые огни должны быть включены всегда, штраф от 30 до 90 евро;
• запрещена тонировка лобового и передних боковых стекол, штраф при обнаружении в Литве – 30-40 евро;
• в период с 10 ноября по 31 марта обязательно использование зимней резины;
• в период с 10 апреля по 1 ноября запрещено использование шипованной резины;
• запрещено использовать и даже иметь в машине антирадары и радар-детекторы;
• дети ростом ниже 135 см должны быть в специальных детских креслах, подобранных по весу и росту ребёнка. Не разрешается перевозить ребенка, независимо от его возраста, на руках у взрослого.

Также в Литве особое внимание уделяют контролю скорости. Кроме обычных полицейских с «феном» за соблюдением скоростных режимов умело следят машины скрытого патрулирования. При этом на литовских дорогах установлено множество стационарных фоторадаров, обозначенных соответствующими знаками. Любопытно, что они умеют контролировать не только скорость. Те из них, что установлены перед регулируемыми пешеходными переходами, фиксируют также проезд на красный свет, а некоторые – незаконное использование полосы для общественного транспорта.

В июне 2018 года на дорогах Литвы появились интервальные измерители скорости. Работают они следующим образом: «номера» машины считываются специальной камерой в начале и в конце интервала, расстояние между камерами делится на время, и если полученная средняя скорость превышает разрешенную, это считается нарушением со всеми полагающимися последствиями. Порядок рассылки штрафов за такое нарушение тот же самый, что и в случае с обычными радарами.

Молодые водители

Первые два года после получения «прав» для многих начинающих водителей в Литве могут стать и последними – большое количество ограничений превращает езду на авто в настоящее испытание. Например, неопытным водителям запрещено передвигаться со скоростью более 90 км/ч. На местных скоростных дорогах это ограничение становится проблемой, так как новичкам приходится постоянно жаться в правом ряду.

Кроме того, для молодых водителей нет понятия допустимого уровня содержания алкоголя в крови – им нельзя пить ни грамма спиртного и употреблять спиртосодержащие лекарства: штраф составит от 230 до 300 евро (при уровне алкоголя до 0,4 промилле). Лишить «прав» новоявленного автомобилиста могут и за превышение максимально допустимой скорости на 30 км/ч. Так что прежде чем начать собираться в Литву, лучше набраться водительского опыта.

Лишение «прав»

Попрощаться с водительским удостоверением в Литве можно из-за не пропущенного на «зебре» пешехода, агрессивное вождение, обгон в запрещенном месте и даже за проезд на красный свет светофора и неправильную парковку! Само собой, «права» отберут и за управление автомобилем в нетрезвом виде. Максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,4 промилле. Если степень опьянения водителя не выше 1,5 промилле, его накажут лишением «прав» на срок от года до полутора лет и штрафом в размере от 300 до 450 евро.

За отказ от медицинского освидетельствования выпишут квитанцию на сумму от 1000 до 2000 евро и лишат «прав» на срок до 4 лет, равно как и за сильное состояние алкогольного опьянения (более 1,5 промилле). В последнем случае также возможен арест и даже лишение свободы на срок до одного года. Полиция лишает водительского удостоверения после предъявления соответствующего постановления дорожного патруля, но если водитель был задержан в состоянии алкогольного опьянения, то патруль отбирает в/у прямо на месте.

Штрафы за нарушения ПДД

Перейдем к штрафам за нарушения Правил. На данный момент в Литве действуют следующие штрафы за основные нарушения ПДД (с учетом изменений от 3 декабря 2017 года):

Вид нарушения  Наказание
Отсутствие действующей страховки ГО Штраф 50-100 EUR
Неуплата местного сбора за платную парковку или за въезд на охраняемую территорию (заповедники и т.д.) Штраф 20-40 EUR, за повторное в течение года штраф 40-100 EUR
Управление автомобилем, не отвечающим установленным техническим требованиям (включая тонировку, использование шин, не соответствующих сезону, отсутствие техосмотра) Штраф 30-40 EUR
Превышение скорости менее чем на 10 км/ч Предупреждение
Превышение скорости на 10-20 км/ч Штраф 12-30 EUR
Превышение скорости на 20-30 км/ч Штраф 30-90 EUR
Превышение скорости на 30-40 км/ч Штраф 120-170 EUR. Для водителей со стажем менее 2-х лет и мотоциклистов тот же штраф и лишение «прав» на 3-6 месяцев
Превышение скорости на 40-50 км/ч Штраф 170-230 EUR. Для водителей со стажем менее 2-х лет и мотоциклистов тот же штраф и лишение «прав» на 6-12 месяцев
Превышение скорости более чем на 50 км/ч Штраф 450-550 EUR и лишение «прав» на 1-6 месяцев. Для водителей со стажем менее 2-х лет и мотоциклистов тот же штраф и лишение «прав» на 1-1,5 года
Содержание алкоголя в крови 0-0,4 промилле Для водителей автомобилей-такси, автобусов, мотоциклов и грузовиков: штраф 150-300 EUR. Для водителей со стажем менее 2-х лет: штраф 230-300 EUR. Для других категорий водителей санкций нет.
Содержание алкоголя в крови 0,4-1,5 промилле Штраф 300-450 EUR и лишение «прав» на 1-1,5 года
Содержание алкоголя в крови более 1,5 промилле Уголовная ответственность
Отказ от проверки на трезвость или употребление алкоголя после ДТП Штраф 1000-2000 EUR с лишением «прав» на 2-3 года или 10-30 суток ареста с лишением «прав» на 1-4 года.
Наличие алкоголя в крови водителя, не имеющего права управления, или отказ от проверки на трезвость, или употребление алкоголя после ДТП Штраф 1100-1500 EUR с или без конфискации транспортного средства
Нарушение Правил, ставшее причиной ДТП, повлекшего незначительный ущерб здоровью Штраф 150-300 с возможностью лишения прав на срок 1-2 года
Нарушение правил водителем в состоянии алкогольного опьянения, ставшее причиной ДТП, повлекшего незначительный ущерб здоровью или повреждение чужого имущества Штраф 1200-1400 с лишением прав на срок 3-5 лет и с возможностью конфискации автомобиля
Проезд на запрещающий сигнал, непропуск пешехода на пешеходном переходе Штраф 60-90 EUR с возможностью лишения «прав» на срок 1-6 месяцев
Несоблюдение требований знаков, стоянка на тротуаре Штраф 30-90 EUR
Нарушение правил остановки и стоянки, разворот на пешеходном переходе, в туннеле, на или под мостом и др., непереключение на ближний свет, нарушение правил езды по автомагистралям или перевозки пассажиров Штраф 30-90 EUR с возможностью лишения «прав» на срок 1-3 месяца
Нарушение запрета на использование мобильных телефонов Штраф 60-90 EUR
Обгон в запрещенном месте, cоздание аварийной ситуации Штраф 170-230 EUR и лишение «прав» на 3-6 месяцев
Опасное вождение, которое создает угрозу другим участникам движения, совершенное из хулиганских побуждений Штраф 450-550 EUR и лишение «прав» на 1-2 года
Переход улицы в неположенном месте, нарушение правил велосипедистами и водителями мопедов Штраф 20-40 EUR
Создание аварийной ситуации пешеходом, водителем мопеда или велосипеда Штраф 30-50 EUR
Вождение мопеда или велосипеда в нетрезвом виде Штраф 80-150 EUR
Непристегнутый ремень безопасности или за движение на мотоцикле без шлема Штраф 30-50 EUR
То же повторно Штраф 60-90 EUR с возможностью лишения «прав» на срок 2-4 месяца

27.02.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 019 199
Запчастей
48 041
Шин
34570
Продавцов